№ 4, апрель 2005

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Племенной менеджмент

Рубрика «Секреты управления персоналом»

Новая страница 1

Информация к размышлению

Однажды профессор одного из британских университетов отправился в столицу Объединенного Королевства, в г. Лондон, по делам. Поскольку человек он был весьма уважаемый (впоследствии даже стал знаменитым), то остановился в престижном лондонском отеле со славными традициями и вышколенным персоналом. Одна беда — среди персонала оказалась «паршивая овца», а именно бармен, из-за нерасторопности которого профессор опоздал на самолет и вообще вся его дальнейшая программа пошла насмарку. И, может быть, об этом маленьком инциденте никто бы и не узнал. Однако профессор был непростой, что вскоре на себе ощутили и отель, и бармен. Вывод: чтобы в компании время от времени не заводились «паршивые овцы», с ними следует бороться не столько радикальными методами типа увольнения нелояльного сотрудника, сколько при помощи внедрения корпоративной религии.

 
Валерий Кичкаев: Йеспер, один из ваших партнеров как-то сказал, что слово «религия» несет 
«тяжелую смысловую нагрузку». Как родилось название книги «Корпоративная религия»? 
Йеспер Кунде: Мне часто задавали этот вопрос. Некоторые говорили, что это спорное слово, чтобы 
применять его по отношению к бизнесу. Что я могу ответить… Я неплохо разбираюсь в маркетинге и 
PR и считаю, что подобное провокационное название — прекрасный рекламный ход. К тому же это 
название наилучшим образом отражает содержание книги. Как известно, слово «религия» ведет свое 
происхождение от латинского religare — «связывать». Корпоративная религия — это то, что связывает 
всех людей, имеющих отношение к компании, в вере. 
 
В.К.: В книге вы даете различные определения корпоративной религии. Какое самое емкое?
Й.К.: Корпоративная религия — это совокупность ценностей, объединяющих организацию вокруг 
миссии[1] и видения[2].
 
В.К.: У меня порой складывается впечатление, особенно после таких слов, как «связывать», 
«объединять», «фокусировать», что от сотрудников не стоит ждать инициативности и креативности 
в работе.

Й.К.: Да, корпоративная религия требует единства установок и предполагает согласованность во всем. Но это абсолютно не мешает раскрываться сотрудникам компании. Компания IBM всегда была известна своим жестким контролем, централизованным управлением и воспитанием подразделений в правильном духе. При этом в компании существует так называемая «система открытых дверей», позволяющая работникам IBM обращаться к руководству с различными, в том числе и инициативными предложениями.

Когда же в компании отсутствует единая система ценностей, это приводит к возникновению конфликтов ценностей и оценок. Позитивная энергия не концентрируется, а распыляется. В этом случае страдают прежде всего активные, креативные сотрудники, поскольку творческая энергия тратится впустую.

 

В.К.: Вы хотите сказать, что компания с корпоративной религией — это такая компания, где нет барьеров для информационных потоков?

Й.К.: Вы правы! В такой компании не может быть проблем ни с внутренней, ни с внешней коммуникацией.

 

В.К.: Корпоративная религия, как вы сказали, это связывание людей в вере. Но в крупных 
компаниях множество людей со своими ценностями, у каждого подразделения может быть 
своя субкультура. Возможно ли всех объединить? 
Й.К.: Очень даже возможно. Наше маркетинговое агентство занималось внедрением корпоративной 
религии в ряде нескольких крупных европейских компаний. Главное — решительный настрой руководства
 и наличие времени для выстраивания системы и корректировки процессов!

 

В.К.: Ваш соотечественник Рольф Йенсен говорит о том, что современная корпорация — это племя. Раз есть племя, должен быть вожак, которому нужно поклоняться и подчиняться.

Й.К.: Действительно, компанию можно представить как племя. Есть лидер, или, как вы сказали, вожак, есть определенное количество индивидуумов, выполняющих различные функции в иерархии. Есть свод правил, наподобие ритуалов в племени. И чтобы добиться результата (например, когда племя охотиться), нужна ясная цель, в которую нужно верить.

 

В.К.: Какова роль лидера в современной компании?

Й.К.: Компания во многом есть отражение руководителя, поэтому роль очень велика. 
 
В.К.: Это мне напоминает пословицу: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
Й.К.: Верно. Стоит внимательнее присмотреться к компании, и вы легко представите, кто ею руководит. 
Поэтому чем ярче личность руководителя, чем позитивнее образ, тем скорее персонал воспримет этот 
образ и сплотится вокруг него. Кстати, это касается и внешнего рынка. Качественный продукт сегодня 
никого уже не интересует. Нужна бренд-религия, сплачивающая потребителей вокруг бренда и компании- 
производителя.
 
В.К.: Джек Траут и Эл Райс, с которыми мне посчастливилось пообщаться, утверждали, что лидеров
 (они называют их «военными» лидерами) современному бизнесу как раз и не хватает, причем не 
хватает катастрофически. 
Й.К.: Для построения корпоративной религии сильный лидер необходим. Также важно, чтобы у него были 
надежные помощники, назовем их сублидерами. Их основная задача — быть звеном, соединяющим 
высшее руководство и рядовых сотрудников. Именно от них зависит, как успешно будет распространяться 
корпоративная религия среди сотрудников.
 
В.К.: Но прежде должны быть определены ценности…
Й.К.: Естественно, поскольку нельзя внедрять корпоративную религию, пока каждый сотрудник не осознает 
миссию компании. Например, миссия шведской авиакомпании SAS — «Авиакомпания бизнесмена».
 
В.К.: Затем видение…
Й.К.: Да, это уже достаточно конкретная цель, которая и будет вдохновлять персонал компании. Хочу сразу 
заметить, что все должно быть сформулировано достаточно ясно, как в самых успешных компаниях, 
которые возглавляют, по терминологии Траута и Райса, «военные» лидеры.
 
В.К.: Как звучит миссия вашей компании?
Й.К.: Наша миссия звучит следующим образом  «We create stronger market positions». Она понятна 
каждому сотруднику компании. В нее верят все департаменты, все, как вы говорили, субкультуры. Мы 
знаем наши ценности, знаем, для чего существуем и что необходимо нашим клиентам. 
 
В.К.: Каким должен быть современный лидер компании?
Й.К.: Таким, как Билл Гейтс, максимально использующий самого себя для управления Microsoft, поскольку 
у него есть ясные цели. Таким, как Ричард Бренсон, владелец компании Virgin, которого можно считать 
самым успешным пиарщиком в мире. 
 
В.К.: Вы забыли сказать о себе! Себя вы считаете лидером?
Й.К.: Безусловно, я считаю себя лидером нашей компании. Я и лидер, и генеральный директор, и гид. 
Свою основную задачу вижу в том, чтобы давать общее видение работникам компании и, конечно же, 
участвовать в отдельных проектах компании. 
 
В.К.: «И жнец, и швец, и на дуде игрец» — служите примером для своих сотрудников?
Й.К.: Недавно я увлекся игрой в гольф. Сейчас играю регулярно. Я также заметил, что многие мои коллеги 
из компании стали тоже потихоньку увлекаться этой игрой. Ну, это так, к слову. А вообще, я заметил, что 
чем дольше работник работает в нашей компании, тем более он начинает, даже внешне, походить на 
лидера. 
 
В.К.: Учить других легче, чем применять свою теорию на себе?
Й.К.: Я внедряю корпоративную религию в собственной компании. Стараюсь быть самим собой и управляю 
компанией не только цифрами, но и чувствами. Если кому-то не нравится он уходит и это нормально. Зато 
остаются самые надежные и преданные. Ядро компании.
 
В.К.: Для того чтобы трансформироваться из обычной компании в компанию с корпоративной 
религией, по вашим словам, придется начинать с нуля, родиться заново. Это долгий процесс? 
Й.К.: Мы отрабатывали технологию в течение 15 лет на крупных европейских компаниях. Необходимо 
совершить четыре главных шага. Первый шаг —  анализ. Необходимо знать, на каком этапе развития 
находится компания, куда собирается двигаться и чего она вообще хочет достичь. Второй шаг — оценка 
внешней ситуации на рынке. Чтобы развивать стратегию и строить планы, нужно принимать во внимание 
конкурентов, существующие тенденции на рынке и т.д. В результате формулируется корпоративная 
концепция. Третий шаг — начало действий. Позиция компании на рынке определена, можно сообщать 
рынку свои новые ценности, соответствующие состоянию компании. Последний шаг должен удостоверить 
вас в том, что процесс, запущенный вам и, работает, постоянно развивается и усиливается. 
 
В.К.: Мой заключительный вопрос. Что необходимо иметь, в первую очередь, чтобы достичь 
успеха в современном бизнесе?
Й.К.:  Чтобы достичь успеха, необходимо быть УНИКАЛЬНЫМ. Я рекомендую вам прочитать мою 
следующую книгу «Уникальность теперь или никогда».

 

Йеспер Кунде — совладелец и руководитель маркетинговой компании Kunde & Co, созданной в 1988 г. Тогда была поставлена цель — стать ведущей маркетинговой компанией в Дании. Со временем Kunde & Co утвердилось как одна из самых больших интегрированных маркетинговых компаний Северной Европы. Среди клиентов известные международные компании Ecco, Bang & Olufsen, Bodum и MD foods.


 

[1] Миссия — основная идея компании. Выражает то, что она хочет делать для своих потребителей.

[2] Видение — то, к чему стремится компания. Оно способствует мотивации во всей организации.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (51), апрель 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.