Новая страница 1
Информация к размышлению
Однажды
профессор одного из британских университетов отправился в столицу Объединенного
Королевства, в г. Лондон, по делам. Поскольку человек он был весьма уважаемый
(впоследствии даже стал знаменитым), то остановился в престижном лондонском
отеле со славными традициями и вышколенным персоналом. Одна беда — среди
персонала оказалась «паршивая овца», а именно бармен, из-за нерасторопности
которого профессор опоздал на самолет и вообще вся его дальнейшая программа
пошла насмарку. И, может быть, об этом маленьком инциденте никто бы и не узнал.
Однако профессор был непростой, что вскоре на себе ощутили и отель, и бармен.
Вывод: чтобы в компании время от времени не заводились «паршивые овцы», с ними
следует бороться не столько радикальными методами типа увольнения нелояльного
сотрудника, сколько при помощи внедрения корпоративной религии.
Валерий Кичкаев: Йеспер, один из ваших партнеров как-то сказал, что слово «религия» несет
«тяжелую смысловую нагрузку». Как родилось название книги «Корпоративная религия»?
Йеспер Кунде: Мне часто задавали этот вопрос. Некоторые говорили, что это спорное слово, чтобы
применять его по отношению к бизнесу. Что я могу ответить… Я неплохо разбираюсь в маркетинге и
PR и считаю, что подобное провокационное название — прекрасный рекламный ход. К тому же это
название наилучшим образом отражает содержание книги. Как известно, слово «религия» ведет свое
происхождение от латинского religare — «связывать». Корпоративная религия — это то, что связывает
всех людей, имеющих отношение к компании, в вере.
В.К.: В книге вы даете различные определения корпоративной религии. Какое самое емкое?
Й.К.: Корпоративная религия — это совокупность ценностей, объединяющих организацию вокруг
миссии и видения.
В.К.: У меня порой складывается впечатление, особенно после таких слов, как «связывать»,
«объединять», «фокусировать», что от сотрудников не стоит ждать инициативности и креативности
в работе.
Й.К.:
Да, корпоративная
религия требует единства установок и предполагает согласованность во всем. Но
это абсолютно не мешает раскрываться сотрудникам компании. Компания IBM всегда
была известна своим жестким контролем, централизованным управлением и
воспитанием подразделений в правильном духе. При этом в компании существует так
называемая «система открытых дверей», позволяющая работникам IBM обращаться к
руководству с различными, в том числе и инициативными предложениями.
Когда же в компании
отсутствует единая система ценностей, это приводит к возникновению конфликтов
ценностей и оценок. Позитивная энергия не концентрируется, а распыляется. В этом
случае страдают прежде всего активные, креативные сотрудники, поскольку
творческая энергия тратится впустую.
В.К.: Вы хотите сказать, что компания с корпоративной религией — это
такая компания, где нет барьеров для информационных потоков?
Й.К.: Вы
правы! В такой компании не может быть проблем ни с внутренней, ни с внешней
коммуникацией.
В.К.: Корпоративная религия, как вы сказали, это связывание людей в вере. Но в крупных
компаниях множество людей со своими ценностями, у каждого подразделения может быть
своя субкультура. Возможно ли всех объединить?
Й.К.: Очень даже возможно. Наше маркетинговое агентство занималось внедрением корпоративной
религии в ряде нескольких крупных европейских компаний. Главное — решительный настрой руководства
и наличие времени для выстраивания системы и корректировки процессов!
В.К.: Ваш
соотечественник Рольф Йенсен говорит о том, что современная корпорация — это
племя. Раз есть племя, должен быть вожак, которому нужно поклоняться и
подчиняться.
Й.К.:
Действительно,
компанию можно представить как племя. Есть лидер, или, как вы сказали, вожак,
есть определенное количество индивидуумов, выполняющих различные функции в
иерархии. Есть свод правил, наподобие ритуалов в племени. И чтобы добиться
результата (например, когда племя охотиться), нужна ясная цель, в которую нужно
верить.
В.К.: Какова роль
лидера в современной компании?
Й.К.: Компания во многом есть отражение руководителя, поэтому роль очень велика.
В.К.: Это мне напоминает пословицу: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
Й.К.: Верно. Стоит внимательнее присмотреться к компании, и вы легко представите, кто ею руководит.
Поэтому чем ярче личность руководителя, чем позитивнее образ, тем скорее персонал воспримет этот
образ и сплотится вокруг него. Кстати, это касается и внешнего рынка. Качественный продукт сегодня
никого уже не интересует. Нужна бренд-религия, сплачивающая потребителей вокруг бренда и компании-
производителя.
В.К.: Джек Траут и Эл Райс, с которыми мне посчастливилось пообщаться, утверждали, что лидеров
(они называют их «военными» лидерами) современному бизнесу как раз и не хватает, причем не
хватает катастрофически.
Й.К.: Для построения корпоративной религии сильный лидер необходим. Также важно, чтобы у него были
надежные помощники, назовем их сублидерами. Их основная задача — быть звеном, соединяющим
высшее руководство и рядовых сотрудников. Именно от них зависит, как успешно будет распространяться
корпоративная религия среди сотрудников.
В.К.: Но прежде должны быть определены ценности…
Й.К.: Естественно, поскольку нельзя внедрять корпоративную религию, пока каждый сотрудник не осознает
миссию компании. Например, миссия шведской авиакомпании SAS — «Авиакомпания бизнесмена».
В.К.: Затем видение…
Й.К.: Да, это уже достаточно конкретная цель, которая и будет вдохновлять персонал компании. Хочу сразу
заметить, что все должно быть сформулировано достаточно ясно, как в самых успешных компаниях,
которые возглавляют, по терминологии Траута и Райса, «военные» лидеры.
В.К.: Как звучит миссия вашей компании?
Й.К.: Наша миссия звучит следующим образом — «We create stronger market positions». Она понятна
каждому сотруднику компании. В нее верят все департаменты, все, как вы говорили, субкультуры. Мы
знаем наши ценности, знаем, для чего существуем и что необходимо нашим клиентам.
В.К.: Каким должен быть современный лидер компании?
Й.К.: Таким, как Билл Гейтс, максимально использующий самого себя для управления Microsoft, поскольку
у него есть ясные цели. Таким, как Ричард Бренсон, владелец компании Virgin, которого можно считать
самым успешным пиарщиком в мире.
В.К.: Вы забыли сказать о себе! Себя вы считаете лидером?
Й.К.: Безусловно, я считаю себя лидером нашей компании. Я и лидер, и генеральный директор, и гид.
Свою основную задачу вижу в том, чтобы давать общее видение работникам компании и, конечно же,
участвовать в отдельных проектах компании.
В.К.: «И жнец, и швец, и на дуде игрец» — служите примером для своих сотрудников?
Й.К.: Недавно я увлекся игрой в гольф. Сейчас играю регулярно. Я также заметил, что многие мои коллеги
из компании стали тоже потихоньку увлекаться этой игрой. Ну, это так, к слову. А вообще, я заметил, что
чем дольше работник работает в нашей компании, тем более он начинает, даже внешне, походить на
лидера.
В.К.: Учить других легче, чем применять свою теорию на себе?
Й.К.: Я внедряю корпоративную религию в собственной компании. Стараюсь быть самим собой и управляю
компанией не только цифрами, но и чувствами. Если кому-то не нравится он уходит и это нормально. Зато
остаются самые надежные и преданные. Ядро компании.
В.К.: Для того чтобы трансформироваться из обычной компании в компанию с корпоративной
религией, по вашим словам, придется начинать с нуля, родиться заново. Это долгий процесс?
Й.К.: Мы отрабатывали технологию в течение 15 лет на крупных европейских компаниях. Необходимо
совершить четыре главных шага. Первый шаг — анализ. Необходимо знать, на каком этапе развития
находится компания, куда собирается двигаться и чего она вообще хочет достичь. Второй шаг — оценка
внешней ситуации на рынке. Чтобы развивать стратегию и строить планы, нужно принимать во внимание
конкурентов, существующие тенденции на рынке и т.д. В результате формулируется корпоративная
концепция. Третий шаг — начало действий. Позиция компании на рынке определена, можно сообщать
рынку свои новые ценности, соответствующие состоянию компании. Последний шаг должен удостоверить
вас в том, что процесс, запущенный вам и, работает, постоянно развивается и усиливается.
В.К.: Мой заключительный вопрос. Что необходимо иметь, в первую очередь, чтобы достичь
успеха в современном бизнесе?
Й.К.: Чтобы достичь успеха, необходимо быть УНИКАЛЬНЫМ. Я рекомендую вам прочитать мою
следующую книгу «Уникальность теперь или никогда».
Йеспер Кунде — совладелец и руководитель маркетинговой
компании Kunde & Co, созданной в 1988 г. Тогда была поставлена цель — стать
ведущей маркетинговой компанией в Дании. Со временем Kunde & Co утвердилось как
одна из самых больших интегрированных маркетинговых компаний Северной Европы.
Среди клиентов известные международные компании Ecco, Bang & Olufsen, Bodum и MD
foods.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (51), апрель 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.