Новая страница 1
Декретом Президента Республики
Беларусь от 14 января 2005 г. № 2 «О совершенствовании работы с населением»
(далее — Декрет) в государственных органах и иных организациях (далее —
организации), у индивидуальных предпринимателей введена книга замечаний и
предложений (далее — книга). Декретом определено, что книга является документом
единого образца, выдается и регистрируется в налоговом органе по месту
постановки организации, индивидуального предпринимателя на учет в порядке,
установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Этот порядок нашел отражение в
постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 16 марта 2005 г. № 285
«О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14 января 2005
г. № 2 «О совершенствовании работы с населением» и внесении изменений и
дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь»
(далее — постановление), которым утверждены:
форма книги замечаний и
предложений;
Положение о порядке выдачи,
регистрации, ведения и хранения книги замечаний и предложений (далее —
Положение);
перечень мест реализации
организациями, индивидуальными предпринимателями товаров, выполнения работ или
оказания услуг, в которых ведется книга замечаний и предложений.
Книга — это новая форма работы с
обращениями граждан. Обращения граждан, направляемые в государственные органы,
иные организации, рассматриваются государством как важное средство реализации и
охраны прав личности. Не случайно ответственность за ненадлежащую работу с
замечаниями и предложениями граждан, изложенными в книге, п. 2.3 Декрета
возложена на руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей.
Вышестоящие организации, а также контролирующие органы, органы прокуратуры,
лицензирующие органы, органы, осуществляющие государственный надзор за
соблюдением технических регламентов, обязаны контролировать соблюдение
организациями, индивидуальными предпринимателями установленных требований работы
с книгой. Пунктом 2.8 Декрета за несоблюдение установленных требований Декрета
введены штрафные санкции — от четырех до десяти базовых величин. Порядок
наложения административных взысканий определен в пп. 2.9 и 2.10 Декрета.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ КНИГИ
Из содержания п. 2.8. Декрета и
п. 14 Положения вытекает, что ведение книги осуществляет непосредственно
руководитель организации или уполномоченное им лицо, индивидуальный
предприниматель. Назначение уполномоченного лица, ответственного за ведение
книги, должно быть закреплено в правовом акте — приказе, распоряжении,
постановлении, решении. Образец оформления приказа об организации работы по
ведению книги замечаний и предложений приведен в приложении 1.
Руководитель организации
самостоятельно определяет должностное лицо, ответственное за ведение книги.
Представляется целесообразным возложение данной функции на секретаря
руководителя (в приемную руководителя чаще всего обращаются граждане с
предложениями и замечаниями), однако может быть назначено и иное лицо, например
работник организационного отдела, отдела кадров.
Книга должна предъявляться по
первому требованию гражданина, что закреплено
в п. 2.5.2 Декрета и п. 2 Положения. Для реализации данного требования
необходимо определить порядок, в соответствии с которым каждый обратившийся в
организацию гражданин сможет получить информацию о том, где находится книга и к
какому должностному лицу ему следует обращаться, его телефон. Эта информация
должна размещаться в организации на видном, доступном для гражданина месте
(информационном стенде, доске объявлений и т.п.). При этом запрещается требовать
от гражданина предъявления документов, удостоверяющих личность, или объяснения
причин, вызвавших необходимость внесения замечаний или предложений.
Пунктом 2.2 Декрета установлено,
что в книгу вносятся замечания и (или) предложения граждан о деятельности
данной организации или индивидуального предпринимателя, качестве производимых
или реализуемых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг. Результат
рассмотрения внесенных в книгу замечаний и предложений фиксируется в
соответствующей графе книги «Сведения о результатах рассмотрения замечания и
(или) предложения, дата рассмотрения, наименование должности, подпись и фамилия
лица, внесшего сведения». В то же время не подлежат обязательному рассмотрению
изложенные в книге замечания и предложения по вопросам, не относящимся к
деятельности организации, индивидуального предпринимателя.
Также не подлежат рассмотрению
изложенные в книге жалобы и заявления, для которых законодательством установлен
иной порядок направления и рассмотрения. Порядок рассмотрения этих жалоб и
заявлений определен Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. «Об обращениях
граждан» (в редакции Закона от 1 ноября 2004 г.), постановлением Кабинета
Министров Республики Беларусь от 1 октября 1996 г. № 643 «Об утверждении
Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан».
Делопроизводство по обращениям граждан ведется отдельно от других видов
делопроизводства, такие обращения регистрируются отдельно, формируются в
отдельные дела1.
Не подлежат также обязательному
рассмотрению внесенные в книгу жалобы и заявления по вопросам, которые
регулируются Законами Республики Беларусь от 16 мая 1996 г.
«Об авторском праве и смежных правах» с последующими изменениями и дополнениями,
от 16 декабря 2002 г. «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные
образцы» с изменениями, внесенными Законом от 29 октября 2004 г., от 30 марта
1994 г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь» с последующими изменениями
и дополнениями. Это относится и к жалобам, заявлениям, рассматриваемым в
порядке уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, по делам об
административных правонарушениях.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 5 (52), май 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.