№ 5, май 2005

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Книга замечаний и предложений граждан: комментарий к порядку ведения и хранения

Рубрика «Делопроизводство»

А.Е. РЫБАКОВ начальник отдела организационно-правовой, кадровой работы и международных связей Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь, кандидат исторических наук

Новая страница 1

Декретом Президента Республики Беларусь от 14 января 2005 г. № 2 «О совершенствова­нии работы с населением» (далее — Декрет) в государственных органах и иных организациях (далее — организации), у индивидуальных предпринимателей введена книга замечаний и предложений (далее — книга). Декретом определено, что книга является документом единого образца, выдается и регистрируется в налоговом органе по месту постановки орга­низации, индивидуального предпринимателя на учет в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.

Этот порядок нашел отражение в поста­новлении Совета Министров Республики Бела­русь от 16 марта 2005 г. № 285 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 14 января 2005 г. № 2 «О совер­шенствовании работы с населением» и вне­сении изменений и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление), которым утверждены:

форма книги замечаний и предложений;

Положение о порядке выдачи, регистра­ции, ведения и хранения книги замечаний и предложений (далее — Положение);

перечень мест реализации организа­циями, индивидуальными предпринимателя­ми товаров, выполнения работ или оказания услуг, в которых ведется книга замечаний и предложений.

Книга — это новая форма работы с обраще­ниями граждан. Обращения граждан, направляемые в государственные органы, иные орга­низации, рассматриваются государством как важное средство реализации и охраны прав личности. Не случайно ответственность за ненадлежащую работу с замечаниями и пред­ложениями граждан, изложенными в книге, п. 2.3 Декрета возложена на руководителей организаций, индивидуальных предпринимате­лей. Вышестоящие организации, а также контро­лирующие органы, органы прокуратуры, лицен­зирующие органы, органы, осуществляющие государственный надзор за соблюдением тех­нических регламентов, обязаны контролировать соблюдение организациями, индивидуальными предпринимателями установленных требований работы с книгой. Пунктом 2.8 Декрета за несо­блюдение установленных требований Декрета введены штрафные санкции — от четырех до десяти базовых величин. Порядок наложе­ния административных взысканий определен в пп. 2.9 и 2.10 Декрета.

 

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ КНИГИ

Из содержания п. 2.8. Декрета и п. 14 Положения вытекает, что ведение книги осуществляет непосредственно руководитель организации или уполномоченное им лицо, индивидуальный предприниматель. Назначе­ние уполномоченного лица, ответственного за ведение книги, должно быть закреплено в правовом акте — приказе, распоряжении, постановлении, решении. Образец оформле­ния приказа об организации работы по веде­нию книги замечаний и предложений приве­ден в приложении 1.

Руководитель организации самостоятель­но определяет должностное лицо, ответствен­ное за ведение книги. Представляется целе­сообразным возложение данной функции на секретаря руководителя (в приемную руко­водителя чаще всего обращаются граждане с предложениями и замечаниями), однако может быть назначено и иное лицо, например работник организационного отдела, отдела кадров.

Книга должна предъявляться по перво­му требованию гражданина, что закреплено
в п. 2.5.2 Декрета и п. 2 Положения. Для реализации данного требования необходимо определить порядок, в соответствии с которым каждый обратившийся в организацию гражданин сможет получить информацию о том, где находится книга и к какому должностному лицу ему следует обращаться, его телефон. Эта информация должна размещаться в орга­низации на видном, доступном для гражда­нина месте (информационном стенде, доске объявлений и т.п.). При этом запрещается требовать от гражданина предъявления доку­ментов, удостоверяющих личность, или объ­яснения причин, вызвавших необходимость внесения замечаний или предложений.

Пунктом 2.2 Декрета установлено, что в книгу вносятся замечания и (или) предложе­ния граждан о деятельности данной организа­ции или индивидуального предпринимателя, качестве производимых или реализуемых ими товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг. Результат рассмотрения внесенных в книгу замечаний и предложений фиксируется в соответствующей графе книги «Сведения о результатах рассмотрения замечания и (или) предложения, дата рассмотрения, наимено­вание должности, подпись и фамилия лица, внесшего сведения». В то же время не подлежат обязательному рассмотрению изложенные в книге замечания и предложения по вопросам, не относящимся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя.

Также не подлежат рассмотрению изло­женные в книге жалобы и заявления, для которых законодательством установлен иной порядок направления и рассмотрения. Поря­док рассмотрения этих жалоб и заявлений определен Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 г. «Об обращениях граждан» (в редакции Закона от 1 ноября 2004 г.), постановлением Кабинета Министров Респу­блики Беларусь от 1 октября 1996 г. № 643 «Об утверждении Положения о порядке веде­ния делопроизводства по обращениям граж­дан». Делопроизводство по обращениям граж­дан ведется отдельно от других видов делопроизводства, такие обращения регистрируются отдельно, формируются в отдельные дела1.

Не подлежат также обязательному рассмо­трению внесенные в книгу жалобы и заявле­ния по вопросам, которые регулируются Зако­нами Республики Беларусь от 16 мая 1996 г.
«Об авторском праве и смежных правах» с последующими изменениями и дополнениями, от 16 декабря 2002 г. «О патентах на изобрете­ния, полезные модели, промышленные образ­цы» с изменениями, внесенными Законом от 29 октября 2004 г., от 30 марта 1994 г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь» с после­дующими изменениями и дополнениями. Это относится и к жалобам, заявлениям, рассматри­ваемым в порядке уголовного, гражданского, хозяйственного судопроизводства, по делам об административных правонарушениях.

 

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 5 (52), май 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.