← Назад к номеру журнала
Правовое регулирование туристской услуги: как не испортить себе отдых
И.В. Савина кандидат юридических наук
Новая страница 1
Белорусский турист выбирает поездку главным образом исходя
из своих финансовых возможностей, интересов, отзывов друзей о той или иной
фирме, поездке, а также ориентируясь на рекламу. И часто не обращает внимания на
юридическую сторону вопроса.
Не секрет, что с приходом весны на рынке туристских услуг
«расцветают» фирмы-«подснежники» — не работающие зимой организации-однодневки,
качество туристских услуг и компетентность сотрудников которых оставляют желать
лучшего. Как же туристу обезопасить себя от недобросовестных турфирм? Для начала
следует знать свои права.
В качестве основных нормативных актов, регламентирующих
оказание туристских услуг, можно назвать Гражданский кодекс Республики Беларусь
(нормы о возмездном оказании услуг), Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1999
г. «О туризме» (в редакции Закона от 15 декабря 2003 г.); Закон Республики
Беларусь от 9 января 2002 г. «О защите прав потребителей» (в редакции Закона от
4 января 2003 г.).
Поинтересуйтесь правовым статусом субъекта хозяйствования,
который предоставляет вам туристскую услугу (когда и кем зарегистрирован, номер
и дата выдачи лицензии). Встречаются случаи, когда организаторов поездки после
возникшего конфликта приходится долго искать, а телефоны, по которым клиенты
связывались с ними, уже принадлежат другой компании — нет ни фирмы, ни денег, ни
документов.
Согласно ст. 6 Закона «О туризме» и Декрету Президента
Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов
деятельности» с последующими изменениями и дополнениями для защиты прав и
законных интересов туристов производятся лицензирование туроператорской и
турагентской деятельности, а также сертификация туристского продукта.
Однако встает вопрос: насколько правомерно для потребителя
туристской услуги запрашивать всю необходимую ему информацию о субъекте
хозяйствования? И обязаны ли турфирмы ее предоставлять?
Статья 6 Закона «О защите прав потребителей» обязывает
исполнителя довести до сведения потребителя свое наименование (фирменное
наименование), место нахождения (юридический адрес) и режим работы, а также иные
необходимые сведения в соответствии с законодательством. Исполнитель размещает
указанную информацию на вывеске или другим доступным способом, принятым в сфере
торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 5 (52), май 2005 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.