Следует заметить, что
с тестированием в психологии связаны давние и большие надежды и, пожалуй,
еще большие разочарования. С тех пор как знаменитый английский ученый
Френсис Гальтон выдвинул идею точного измерения характера и умственных
способностей человека, прошло больше ста лет. За это время созданы десятки
тысяч тестов, с помощью которых, как надеялись их авторы, можно оценить
все, что угодно, а дискуссии о возможностях и достоверности тестирования не
прекращаются. В то же время к созданию все новых тестов специалистов
толкают требования окружающей жизни.
Хочется сказать, что
любой тест — это всего лишь инструмент измерения (оценки). Основная задача
любой оценки — измерение объекта на соответствие какой-либо шкале или
заданному эталону, который должен применяться в строго определенной ситуации
для измерения того параметра, для которого разработан тест. Любой тест
(корректнее будет говорить — диагностическая методика) разрабатывается для
измерения величины какого-либо параметра или целого ряда исследуемых
параметров.
Исходя из сказанного,
законно возникает вопрос: что надо оценивать и измерять в отделе кадров?
На наш взгляд, самый
важный критерий успешной работы отдела кадров — наличие на предприятии
персонала требуемого уровня подготовки, способного выполнять самые сложные
задачи, возникающие в нестабильной окружающей среде. Вот и возникает
вопрос: как оценить уровень сотрудника на пресловутое соответствие
требованиям компании? Практика показывает, что не у всякой компании есть
четко сформулированные требования к сотрудникам, и оценка на соответствие
происходит «по интуиции начальника», а это почти всегда приводит к конфликту
мнений, спорам.
Рассмотрим другой
вариант. Компания назначает наемных работников на должности в соответствии
с ЕТКС и даже делит должности по категориям (что в негосударственных
компаниях встречается крайне редко). Изучая ЕТКС, видим, что разница в
требованиях к инженеру, инженеру 1 категории и инженеру 2 категории
несущественная. Выделяется только требование, что очередное повышение
квалификации можно получить, отработав 3 года в должности более низкой
категории. Опять возникает много вопросов: как уйти от уравниловки в
распределении работ и учесть эффективность полученных результатов молодого,
начинающего специалиста и опытного, заслуженного, но ленивого сотрудника,
как учесть скорость устаревания знаний, ведь она составляет в некоторых
областях знаний и бизнеса менее года, и др.?
Достаточно хорошим
вариантом решения перечисленных вопросов могут быть формализованные
требования к персоналу. Они помогут руководителю любого уровня ответить на
вопрос, какой специалист будет устраивать его на данном рабочем месте.
Параллельно формализованные требования к специалисту позволят отделам
кадров/персонала решать почти безболезненно многие конфликтные ситуации при
оценке сотрудников компаний и закрытии вакансий.
Предлагаем простую
схему для определения критериев оценки соответствия работника требованиям
предприятия. В ней выделены всего шесть основных требований к сотруднику:
базовое образование, опыт работы, состояние здоровья, ключевые знания и
навыки квалификации в профессии, личностно-психологические особенности и
этические качества.
В схеме приведены
также способы проверки и подтверждения соответствия человека предъявляемым
требованиям. Из схемы видно, что без
собеседования
для выяснения нравственно-этических установок и поведенческих проявлений
человека не обойтись. Нельзя обойтись и без проверки документов,
подтверждающих образование, состояние здоровья и опыт работы. Вместе с тем
основной базой для кадрового решения выступают соответствие сотрудника
заданным ключевым профессионально-квалификационным знаниям, умениям,
навыкам, необходимым для работы на предприятии, и психологические
особенности человека. Для этого нужны надежные и емкие способы проверки.
Основным инструментом для объективной оценки соответствия человека данным
критериям выступают
тесты.
Используемые тесты
(диагностические методики) должны соответствовать
определенным
требованиям.
Во-первых, применяемые
тесты должны быть объективны, не зависеть от мнения проводящего
исследование. Другими словами, проводит исследование специалист А или
специалист Б — результаты методики должны быть идентичны.
Во-вторых, тест должен
быть подобран именно для измерения запланированных качеств, т.е. быть
валидным (англ. valid «действительный, пригодный»). Это значит, что если
вы запланировали исследовать мотивацию работника, то тест должен быть
направлен на изучение именно мотивации, а не мышления, логики и т.п.
В-третьих, тест должен
быть надежен, т.е. давать устойчивые и стабильные результаты при повторном
проведении.
В-четвертых, тесты
должны быть научны, т.е. разработаны на научно-исследовательской базе,
проверены на практике. К таким тестам относятся: тест Лири, Айзенка,
многофакторный тест Кеттелла, MMPI, тест Томаса и некоторые другие.
В-пятых, тесты должны
быть адаптированы, т.е. приспособлены к менталитету страны, в которой
находится предприятие, и понятны работникам.
Кроме того, при работе
с диагностикой следует обращаться за интерпретацией результатов к
профессионалам, которые имеют реальную практику работы в психологической
диагностике, а не доверять делать анализ полученных результатов
добровольцу-самоучке без специального образования.
Обращаясь к схеме,
можно говорить, что личностно-психологические особенности сотрудника можно
измерить группами психодиагностических тестов, наиболее часто
подразделяемых на личностные и социально-психологические.
Личностные тесты
определяют характерные, как правило, психологические качества отдельных
людей: темперамент, агрессивность, тревожность, интересы, склонности и т.п.
К таким тестам можно отнести многофакторный тест Раймонда Кеттелла, Тимоти
Лири и др.
Социально-психологические тесты
способствуют изучению отношений, складывающихся в коллективе. Ключевыми
здесь являются различные социометрические тесты (социометрия и др.).
Ключевые знания и
навыки в профессии наиболее часто измеряются при помощи
проблемных заданий
(профессиональных кейсов), тестов на профессиональные знания
(самый известный пример — билеты в ГАИ),
тестов способностей и
ситуационных тестов.
Тесты
способностей
требуют от
тестируемого работника проявить свои способности, знания, умения в
конкретной сфере и определяют уровень интеллекта, памяти, внимательности,
волевых качеств, профессиональных умений, навыков.
Ситуационные тесты
позволяют изучать поведение человека в конкретной ситуации.
Применение
диагностических методик для оценки персонала компании все больше становится
повседневной практикой и все чаще является основанием для принятия
управленческих
решений,
таких как:
ротация
кадров — внутренняя
перестановка
кадров в
соответствии
с
карьерным
и
профессиональным ростом
персонала;
прием
новых сотрудников
на
открытые вакансии.
Качество первичной оценки
кандидата на
должность значительно
повышается,
сокращая
временные затраты
линейных руководителей
на
выбор
необходимого
им
сотрудника,
уменьшается
частота ошибок
при подборе;
формирование
кадрового резерва и
планирование
карьеры;
профессиональная
подготовка.
Оперативное
выявление сотрудников, имеющих
в
определенных
областях знаний
фактическую
оценку ниже
требуемой, поможет
корректно сформировать
календарно-тематический
план, определить и
обосновать
бюджет на
обучение. Постоянное
же
обучение
сотрудников
позволяет компании
своевременно
реагировать
на
рыночные изменения
в
бизнесе.
В арсенале
современного кадровика есть немало технологий управления персоналом
компании. Достойное место среди них занимают тестовые и
психодиагностические методики, позволяющие провести комплексную оценку
персонала для принятия управленческих решений. Тестирование никогда не было,
да и вряд ли станет единственным инструментом для принятия решений — это
всего лишь один из возможных способов оценки сотрудников и достаточно
эффективный. Применение тестов должно быть обоснованным и корректным. В
заключение хочется отметить, что подбор тестовых методик и их применение
надо доверить профессионалам, имеющим специальное психологическое
образование, поскольку в любом деле намного важнее имеющегося инструмента
мастер, который грамотно владеет и умеет применять этот инструмент по
назначению.