Новая страница 1
Компетенциям сейчас отводится важная роль в политике и
практике управления персоналом, потому что на одной должности нужен человек,
компетентный в одних вопросах, на другой — в других. Возьмем, например,
менеджеров по продажам. Судя по объявлениям, практически все продавцы —
коммуникабельные и позитивные люди. Тем не менее при составлении профиля
должности будущего кандидата приходится тщательно прояснять, какие
индивидуально-личностные характеристики сделают человека успешным на данной
позиции. А при подборе персонала приходится проводить интервью по
компетенциям.
О ЧЕМ
РЕЧЬ?
Компетенция — набор поведенческих характеристик, установок
человека, которыми он руководствуется в той или иной деятельности. Считается,
что человек будет успешным в дальнейшей работе при наличии определенных моделей
поведения. Можно иметь знания и навыки, но не уметь их грамотно применять в
кризисной ситуации.
Интервью по компетенциям призвано определить выраженность
тех или иных поведенческих реакций человека. То есть во время интервью по
компетенциям кандидата будут спрашивать о его реальном поведении в различных
ситуациях из прошлого профессионального опыта.
Сравните два вопроса: «Что вы будете делать, если в офисе
начнется пожар?» — «Что вы делали, когда в офисе начался пожар?» Вопросы
интервью по компетенциям составлены так, чтобы проверяемое качество было
подтверждено конкретными примерами. «Почему вы считаете себя добрым?» —
«Потому что недавно собаку на улице покормил». При этом интервьюеру нужно
понимать, что имеет отношение к делу и где человек говорит правду. По каждой
требуемой компетенции нужно несколько примеров, чтобы понять, что это не
единичные случаи в жизни кандидата, а действительно присутствующая компетенция.
Компетенции описываются в терминах поведения человека,
значит, компетенцией может быть прямое влияние, инициативность, настойчивость,
исполнительность, аккуратность, уверенность в себе и т.д.
Например, компетенция «прямое влияние» — умение убедить
других людей в чем-либо, умение достигать компромисса между двумя
конфликтующими сторонами. Поведенческие проявления прямого влияния — человек
может эффективно использовать информацию, факты для убеждения, выдвигает
различные аргументы, объясняет сложные мысли, используя примеры из личного
опыта.
Таким образом, компетенции подразумевают как
индивидуально-личностные характеристики (коммуникабельность,
стрессоустойчивость и др.), так и поведенческие проявления, например,
эффективно ведет переговоры, адекватно действует в конфликтной ситуации.
КАКИЕ
КОМПЕТЕНЦИИ СЕЙЧАС ПОПУЛЯРНЫ?
По мнению консультантов компании «АНКОР», популярность
компетенций зависит от компании. Компетенции компания-заказчик выводит по типажу
кандидата и исходя из корпоративной культуры. Конечно, бывают ситуации, когда
«хотим человека с харизмой», но где взять такого среди «памяркоўных» и
«талерантных» белорусов?
Часто у компании есть готовый профиль кандидата, но бывает,
что основной критерий поиска размыт, неясен, поэтому необходимо скорректировать
направление размышлений руководства компании о том, какой именно человек им
нужен. В любом случае выбирать и принимать решение будет руководитель компании.
Хорошее правило — делать визиты в компанию с целью посмотреть
на атмосферу, на людей, которые там работают, — помогает специалистам агентства
прийти к выводу, какой человек будет полезнее. Бывали случаи, когда «благодаря»
компетенции кандидат не проходил по конкурсу. Например, если открыта вакансия
второго бухгалтера, при этом главный бухгалтер — властная женщина-кремень,
соответственно, такого же кандидата лучше не показывать.
Менеджеру по персоналу можно посоветовать провести опрос
руководителей, на основании которого будет гораздо легче составить профиль.
Уточните у руководства, какие из предложенного вами списка компетенций будут
обязательными для будущих сотрудников, какие компетенции больше всего
нравятся/не нравятся уже работающих сотрудников.
Почему такое внимание уделяется обязательным и желательным
компетенциям и их четкой формулировке? Например, рекрутер или менеджер по
персоналу может предполагать, что на вакансию необходим коммуникабельный
человек, соответственно, было бы неплохо это проверить.
Компетенция «коммуникабельность» состоит из следующих компонентов:
·
умение быстро
устанавливать контакт с незнакомыми людьми;
·
вежливое,
располагающее общение;
·
умение убеждать;
·
умение публично
выступать;
·
постоянное
желание общаться с людьми;
·
хорошо
поставленная речь;
·
грамотная речь.
Однако для разных видов работ эти разные составляющие
коммуникабельности являются необходимыми, желательными или безразличными.
Например, торговому представителю и менеджеру по связям с общественностью
необходимы вежливое, располагающее общение, грамотная речь. Умение публично
выступать — компетенция, безразличная для секретаря и торгового представителя,
но необходимая для PR-менеджера. Если вы отнесете все компоненты
коммуникабельности в необходимые компетенции одной из этих должностей, в итоге
получите немотивированного сотрудника, который не имеет возможности постоянно
использовать в своей работе навыки и умения.
С точки зрения определения ключевых, приоритетных
компетенций для должности, есть опасность неверно оценить значимость тех или
иных качеств. К примеру, умение работать с конфликтами и требования к
коммуникативности — универсальные компетенции для торговых представителей.
Однако при подборе торгового представителя, в задачи которого входит создание
сети и поиск новых клиентов, ведущими компетенциями будут уверенность в себе,
настойчивость, инициативность и стрессоустойчивость, умение работать
самостоятельно. Если речь идет о поддержке контактов с розницей, отслеживании
товарных запасов и работе с постоянными клиентами, важно наличие таких
компетенций, как аккуратность, детальность, исполнительность, склонность к
повторяющимся действиям.
ЧЕМ
ИНТЕРЕСНО ИНТЕРВЬЮ ПО КОМПЕТЕНЦИЯМ ДЛЯ РЕКРУТЕРА/МЕНЕДЖЕРА
ПО
ПЕРСОНАЛУ?
В случае когда у человека нет явного опыта и очень сложно
понять его перспективность, вот эту перспективу можно проверить только с
помощью интервью по компетенциям, уверена Татьяна Нарыжная и ее коллеги. Человек
может раскрыться с совершенно неожиданной стороны. Это важно для таких вакансий,
как, например, менеджеры по продажам, которые о себе рассказывают совершенно
одинаково.
В ходе самого интервью может быть такой момент, когда
разговариваем об одной компетенции и видим, что параллельно проявляется
вторая, таким образом, могут обозначиться не только обязательные компетенции,
но и желательные.
Грамотно проведенное интервью по компетенциям даст
максимально объективные результаты, т.к. интервьюер выяснит все детали о
кандидате, будет задавать множество уточняющих вопросов. Интервью по
компетенциям предполагает запись ответов, вплоть до конспектирования. Любые
выводы делаются после собеседования, анализируются ответы кандидата и
характеристики компетенций.
«Мы не ставим цель выявить слабые стороны человека, —
говорит Татьяна. — Нам важно узнать, почему человек считает себя мягким или
жестким руководителем, при этом не переубеждая его».
Человек, обратившийся в кадровое агентство, должен понимать,
что рекрутер не полицейский, а союзник, поэтому чем правдивее и больше он о себе
расскажет, тем более правильное предложение мы ему сделаем по позиции.
СЛОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРИМЕНЕНИИ
Преимущества такого вида интервью очевидны, однако есть
сложности, на которые стоит обратить внимание. По мнению Татьяны Нарыжной,
необходимо помнить о следующих моментах:
·
к проведению
интервью по компетенциям нужно тщательно готовиться, четко прописывать
характеристики компетенций, составлять сценарий интервью;
·
необходимо
следить за временем, потому что когда человек получает возможность рассказать о
себе и своих достижениях, он может говорить часами;
·
главное — вовремя
остановиться, потому что вести интервью более полутора часов психологически
очень тяжело. Необходима сильная концентрация на человеке и его словах, при
этом отслеживание установленного контакта;
·
целесообразность
применения — не стоит каждое интервью превращать в интервью по компетенциям,
т.к. это очень затратный и дорогой метод. В чистом виде интервью по
компетенциям проводится в том случае, когда человек претендует на выход в финал
в конкурсе.
Использование интервью по компетенциям в других случаях
возможно, например, при оценке или аттестации персонала компании внутренним
менеджером по персоналу.
Ни
качество, ни уровень проведения не должны страдать по причине, что интервью
проводится при подборе персонала или в ходе аттестации. Различие проявится в
том, что интервьюером выступит ваш коллега, а не чужой дядя, с которым в
принципе страшно разговаривать. Соответственно, некоторые стандартные
формальные моменты классического интервью опустятся. Можно будет проследить, по
каким причинам компетенция перестала использоваться, почему поведение человека
изменилось. Это дополнительный способ увидеть проблемы, о которых человек вам
мог и не рассказать.
С другой стороны, использовать полный классический метод
интервью по компетенциям в качестве импровизационного инструмента будет очень
сложно.
О
МЕТОДИКЕ PARLA
Компания по подбору персонала «АНКОР» использует в своей
работе очень интересную методику проведения интервью по компетенциям. Обучение
этой методике проходят все рекрутеры компании, методика обучения запатентована.
По мнению Татьяны и ее коллег, PARLA настолько эффективна и результативна, что
элементы интервью по компетенциям они используют практически ежедневно в работе
с аппликантами.
PARLA — это четкий алгоритм ведения интервью по
компетенциям, которого очень удобно придерживаться. Базовое положение —
человек достигает успеха в своей профессиональной деятельности благодаря
наиболее выраженным компетенциям. Человек достигает успеха, если ему удается
справиться с проблемой, преодолеть какие-то сложности. Анализ таких достижений
проводится с помощью модели PARLA: problem — проблема (ситуация), action —
действие (поведение), result — результат, learned — научился, applied —
применил.
Подробности можно узнать непосредственно у представителей
компании, т.к. с нас взяли честное слово, что мы не разгласим коммерческую
тайну и другие секреты, связанные с интервью на основе компетенций по методике
PARLA.
Характеристика метода «интервью на основе компетенций»
=
Цель интервью на основе компетенций — получить информацию для оценки степени
выраженности тех поведенческих характеристик, которые необходимы для
эффективной работы на должности.
=
Интервью на основе компетенций относится к виду структурированного интервью,
поскольку опирается на предварительно разработанный сценарий.
=
Сценарий интервью содержит перечень компетенций и вопросы, необходимые для
получения информации по каждой компетенции.
=
В процессе интервью рассматриваются конкретные реальные ситуации, с которыми
интервьюируемому пришлось столкнуться в прошлом.
=
Внимание интервьюера направлено на изучение поведения интервьюируемого, а не на
изучение профессионального опыта, знаний или навыков (что является целью
биографического или case-интервью).
=
Интервью на основе компетенций применяется не только при отборе кандидатов на
вакансии, но и при аттестации уже работающего персонала, а также при проведении
Assessment Center в сочетании с другими методами оценки.
25
самых популярных вопросов при проведении интервью по компетенциям
Расскажите мне о том, как вы:
1.
Эффективно выполнили работу под прессингом.
2.
Разрешили конфликтную ситуацию с сотрудником.
3.
Использовали свои творческие способности для решения проблемы.
4.
Пропустили очевидное решение проблемы.
5. Убедили
членов команды работать по вашей схеме.
6. Не
смогли вовремя завершить проект.
7. Сумели
предсказать и предотвратить возможные проблемы.
8.
Отчитались о хорошо сделанной работе.
9. Должны
были принять ответственное решение при нехватке информации.
10. Были
вынуждены принять непопулярное решение.
11. Должны
были приспособиться к сложной обстановке.
12.
Согласились с мнением, которое отличалось от вашей точки зрения.
13.
Чувствовали неудовлетворенность от собственного поведения.
14.
Использовали свои личностные качества для достижения цели.
15.
Общались с разгневанным клиентом.
16.
Представили успешное решение или проект.
17.
Преодолели сложное препятствие.
18.
Переоценили или недооценили важность чего-либо.
19.
Устанавливали порядок срочности в работе над комплексным проектом.
20.
Выиграли или потеряли важный контракт.
21. Были
вынуждены уволить кого-либо по веским основаниям.
22.
Выбрали неправильное решение.
23.
Ошиблись в выборе кандидатуры при приеме на работу.
24.
Отвергли хорошую работу.
25. Были
отстранены от работы.
Отрывок из
книги Алин Хирш
«101
проверенный рецепт для организации и планирования вашей карьеры».
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (60), январь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.