№ 11, ноябрь 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

О распределении выпускников и возмещении ими средств, затраченных государством на их подготовку

Рубрика «Трудовое законодательство»

А.П. Чичина, помощник Председателя Конституционного Суда Республики Беларусь

Порядок распределения выпускников учреждений образования

Выпускники учреждений образования, получившие профессионально­техническое, среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, направленные на работу по распределению, считаются молодыми рабочими (служащими) и молодыми специалистами. Молодые рабочие (служащие) и молодые специалисты обязаны отработать по распределению один год — после получения профессионально­технического образования, два года — после получения среднего специального или высшего образования (ч. 13 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. «Об образовании» с изменениями и дополнениями) (далее — Закон). Указанный срок работы исчисляется со дня заключения трудового договора между молодым рабочим (служащим), молодым специалистом и нанимателем.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1254 внесены изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2002 г. № 1423. Также внесены изменения и дополнения в утвержденное данным постановлением Положение о распределении выпускников, обучающихся за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов в учреждениях образования, обеспечивающих получение профессионально­технического, среднего специального и высшего образования в Республике Беларусь (далее — Положение).

Изменено название Положения: «Положение о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессионально­техническое, среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов».

Пункт 2 Положения изложен в следующей редакции: «Положение является обязательным к исполнению республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, ме­стными исполнительными и распорядительными органами, организациями, учреждениями, обеспечивающими получение профессионально­технического, среднего специального и высшего образования (независимо от их подчиненности), а также для выпускников, получивших профессионально­техническое, среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) ме­стных бюджетов».

Часть 1 п. 5 Положения изложена в новой редакции, содержание которой аналогично содержанию приведенной выше ч. 13 ст. 10 Закона.

Пункт 9 Положения дополнен ч. 2: «Организации, не имеющие возможности трудоустроить по распределению заявленных ранее выпускников, обязаны уведомить об этом учреждение образования не менее чем за два месяца до начала работы комиссии по персональному распределению».

Пункт 11 Положения дополнен ч. 4 и п. 5 следующего содержания: «Правом первоочередного распределения пользуются выпускники, которые имеют нагрудный знак «Лауреат специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов» и «Лауреат специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи».

Выпускники, получившие среднее специальное и высшее образование за счет собственных средств, с их согласия направляются на работу учреждением образования на места, оставшиеся после распределения выпускников, получивших среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов».

Изменения и дополнения в Положение по-новому регламентируют вопросы перераспределения и выдачи справок о самостоятельном трудоустройстве молодым специалистам. Часть 3 п. 19 Положения изложена в новой редакции: «При возникновении обстоятельств, предусмотренных п. 15–18 Положения, учреждения образования решают вопросы перераспределения или выдачи справок о самостоятельном трудоустройстве выпускникам на протяжении одного года после получения профессионально­технического образования, двух лет — после получения среднего специального или высшего образования». В ч. 4 п. 19 Положения определено, что учреждения образования выдают справки о самостоятельном трудоустройстве тем молодым специалистам, которые не отработали по распределению установленный срок и возвратили средства, затраченные на их подготовку из республиканского и (или) местных бюджетов, в соответствующий бюджет.

В п. 22 Положения внесены существенные редакционные уточнения, а также определено, что выплата денежной помощи молодым специалистам осуществляется нанимателем в месячный срок после заключения трудового договора в полном размере независимо от количества использованных ими дней отпуска.

Пункт 27 Положения изложен в новой редакции, согласно которой нанимателям независимо от формы собственности запрещается принимать на работу выпускников без удостоверения о направлении на работу или справки о самостоятельном трудоустройстве на протяжении одного года после получения профессионально­технического образования, двух лет — после получения среднего специального или высшего образования.

Новыми являются нормы ч. 2 п. 27 Положения о том, что наниматель обязан в трехдневный срок письменно уведомить учреждение образования о приеме на работу или увольнении молодого специалиста в течение одного года после получения им профессионально­технического образования, двух лет — после получения среднего специального или высшего образования.

Нормы новой редакции п. 28 Положения запрещают нанимателям увольнять молодых специалистов или переводить их на работу, не связанную с полученной специальностью, квалификацией, до окончания обязательного срока отработки. Исключение из данного правила составляют случаи увольнения молодого специалиста по инициативе нанимателя за нарушение трудовой дисциплины, а также случаи, предусмотренные в п. 1 (в связи с ликвидацией организации), 2 и 6 ст. 42, п. 1–4 ст. 44  Трудового кодекса Республики Беларусь. В качестве обязательного правила определено, что наниматель, отказавший в приеме на работу молодому специалисту, обязан в соответствии с ч. 2 ст. 16 ТК по его требованию известить о мотивах отказа в трехдневный срок. Молодой специалист, получивший отказ нанимателя в приеме на работу, обязан обратиться в учреждение образования за новым направлением на работу. При отсутствии заявленных мест для трудоустройства учреждение образования выдает выпускнику справку о самостоятельном трудоустройстве.

Следует обратить внимание на предусмотренную ч. 3 п. 28 Положения обязанность молодых специалистов на протяжении одного года после получения ими профессионально­технического образования, двух лет — после получения среднего специального или высшего образования в трехдневный срок сообщать в учреждение образования о приеме на работу или увольнении.

На практике часто возникают вопросы о правомерности заключения с молодыми специалистами контрактов. Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и условия заключения контрактов, не ограничивают право нанимателя заключать контракты как с принимаемыми на работу работниками — молодыми специалистами, так и с теми, трудовой договор с которыми был заключен на неопределенный срок ранее. В последнем случае наниматель обязан соблюдать процедуру изменения существенных условий труда работника — молодого специалиста, а также гарантии, предусмотренные ст. 32 ТК. Напомним, если молодые специалисты откажутся перейти на контракт, наниматель не вправе уволить их по п. 2 ст. 35 ТК за отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда.

Если при приеме на работу молодого специалиста стороны пришли к согласию о заключении контракта, то срок его действия не может быть менее одного года для лиц, получивших профессионально­техническое образование, и двух лет — получивших среднее специальное или высшее образование.

Напомним, что п. 2 ст. 17 ТК установлен максимальный срок заключения срочных трудовых договоров — не более пяти лет. Если контракт, так же как и срочный трудовой договор, заключен на срок свыше пяти лет, трудовые отношения считаются продолженными на неопределенный срок (п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» с изменениями) (далее — постановление № 2).

В пределах указанных сроков (соответственно от 1 года или 2 лет до 5 лет) молодой специалист и наниматель могут определять любую конкретную продолжительность срока действия контракта. При этом следует иметь в виду, что конкретный срок действия контракта определяется только по соглашению сторон (работника и нанимателя). Заключение контракта на конкретный срок без согласия работника не допускается.

Обратим внимание, что при приеме на работу молодой специалист имеет право отказаться от заключения контракта. В этом случае его трудоустройство возможно путем заключения трудового договора на неопределенный срок.

 

Пример

После окончания государственного учреждения, обеспечивающего получение профессионально­технического образования, Иванов И.И. направлен на работу в организацию «А». При приеме на работу по соглашению сторон заключен контракт сроком на два года. Проработав один месяц, Иванов И.И. заявил о своем нежелании работать дальше. Можно ли уволить Иванова И.И. и по какому основанию? Можно ли взыскать с него средства, затраченные на обучение?

При приеме на работу с Ивановым И.И. правомерно был заключен по соглашению сторон контракт сроком на 2 года. Если он через месяц самовольно оставил работу и у него нет на то уважительной причины, то наниматель вправе уволить его по п. 5 ст. 42 ТК — за прогул без уважительной причины. Заметим, что согласно п. 34 постановления № 2 прогулом также является оставление без уважительной причины работы работником, заключившим срочный трудовой договор, до истечения срока договора.

В тех случаях, когда согласие на увольнение предусмотрено коллективным договором, наниматель обязан получить предварительное согласие соответствующего профсоюза. Профсоюз может дать согласие на увольнение только тогда, когда будет проведена всесторонняя проверка материалов, представленных нанимателем.

При принятии решения об увольнении молодого специалиста по п. 5 ст. 42 ТК за прогул без уважительной причины необходимо также учитывать, были нанимателем созданы для него нормальные производственные и бытовые условия или нет. Наниматель должен выяснить причины, вызвавшие проступок, а также обстоятельства, при которых совершен прогул без уважительной причины.

Условия и порядок возмещения средств в республиканский и (или) местные бюджеты, затраченных государством на подготовку рабочего (служащего), специалиста

Молодой рабочий (служащий), молодой специалист, не отработавшие вышеуказанный срок работы по распределению, обязаны возместить средства, затраченные на их подготовку из республиканского и (или) местных бюджетов, в соответствующий бюджет (ч. 14 ст. 10 Закона).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2006 г. № 1255 утверждено Положение о возмещении средств в республиканский и (или) ме­стные бюджеты, затраченных государством на подготовку рабочего (служащего), специалиста (далее — Положение о возмещении средств).

Возмещение средств в республикан­ский и (или) местные бюджеты, затраченных государством на подготовку рабочего (служащего), специалиста, производится выпускниками учреждений образования, получившими профессионально­техническое, среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования, в том числе на основе договоров о целевой подготовке квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов, за счет средств республиканского и (или) мест­ных бюджетов, направленными на работу по распределению, если они не отработали по распределению один год — после получения профессионально­технического образования, два года — после получения среднего специального или высшего образования (п. 2 Положения о возмещении средств).

В силу п. 4 Положения о возмещении средств молодые специалисты освобождаются от возмещения затраченных средств в республиканский и (или) местные бюджеты в случаях:

1) если они являются:

  • инвалидами I, II групп или детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет;
  • детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами в возрасте от 18 до 23 лет, потерявшими последнего из родителей в период обучения;
  • детьми военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований, погибших (умерших) либо ставших инвалидами при исполнении обязанностей воинской службы (служебных обязанностей), работников, обслуживающих воинские контингенты в Афганистане или других государствах, в которых велись боевые действия, погибших (умерших) либо ставших инвалидами в период боевых действий;
  • лицами, имеющими льготы в соответствии со ст. 18–20, 23–25 Закона Республики Беларусь от 22 февраля 1991 г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» с последующими изменениями и дополнениями;
  • мужем (женой), окончившими учреждения образования одновременно с женой (мужем), при невозможности предоставления работы в одном населенном пункте;
  • мужем (женой) при невозможности предоставления одному  выпускнику — мужу (жене) работы в том же населенном пунк­те, куда ранее был направлен на работу по распределению другой выпускник — жена (муж);
  • беременными женщинами, матерями или отцами, имеющими ребенка в возрасте до трех лет, при невозможности предоставления работы по месту постоянного жительства семьи;
  • женой (мужем) лица, избранного на выборную должность в государственные органы, а также лица из числа военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, иных войск и воинских формирований Республики Беларусь; сотрудников Службы безопасности Президента Республики Беларусь, органов внутренних дел, государственной безопасности, финансовых расследований Комитета государственного контроля, таможенных органов, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям; прокурорских работников, если работа им не может быть предоставлена по месту нахождения службы мужа (жены);

2) если имеют одного из родителей, мужа (жену) инвалида I, II групп при невозможности предоставления работы по месту жительства этих родителей, мужа (жены);

3) если трудовой договор расторгнут в связи с:

  • ликвидацией организации (п. 1 ст. 42 ТК);
  • несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы (п. 2 ст. 42 ТК);
  • неявкой на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам), если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании (п. 6 ст. 42 ТК);
  • обстоятельствами, не зависящими от воли сторон (п. 1–4 ст. 44 ТК);
  • зачислением в учреждения образования на обучение в дневной форме получения образования более высокого уровня (ступени) (ст. 40 ТК). 

В случае неприбытия молодых специалистов к месту работы, их увольнения или перевода до истечения срока работы по распределению наниматель и (или) молодые специалисты в трехдневный срок сообщают об этом в учреждение образования, выдавшее молодым специалистам направление на работу, с указанием причин и приложением заверенных в установленном порядке копий необходимых документов, в том числе подтверждающих их право на освобождение от возмещения затраченных средств (п. 5 Положения о возмещении средств). Учреждение образования в месячный срок со дня получения названных документов организует работу по сбору необходимой информации для принятия решения о возмещении затраченных средств молодым специалистом или его освобождении от этого возмещения с выдачей справки о самостоятельном трудоустройстве.

Такое решение оформляется приказом руководителя учреждения образования. Согласно п. 7 Положения о возмещении средств при принятии решения об освобождении от возмещения затраченных средств учреждение образования извещает молодого специалиста об этом и сообщает о необходимости получения справки о самостоятельном трудоустройстве.

Копию приказа и расчет суммы затраченных средств, подлежащих возмещению в бюджет (по установленной форме), учреждение образования направляет молодому специалисту с извещением о необходимости ее возмещения в добровольном порядке в шестимесячный срок. В случае отказа молодого специалиста от добровольного возмещения затраченных средств их взыскание осуществляется учреждением образования в судебном порядке (п. 8 Положения о возмещении средств).

Если молодой специалист добровольно возместил затраченные средства, то для получения справки о самостоятельном трудоустройстве ему необходимо направить в учреждение образования копию платежного документа.

Порядок расчета средств, затраченных государством на подготовку рабочего (служащего), специалиста в учреждениях образования

Состав и механизм расчета затраченных средств определяет Порядок расчета средств, затраченных государством на подготовку рабочего (служащего), специалиста в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально­технического, среднего специального и высшего образования, подлежащих возмещению в республиканский и (или) местные бюджеты (далее — Порядок). Порядок является приложением 2 к Положению о возмещении средств.

Расчет затраченных средств производится в соответствии с Порядком и пропорционально не отработанному молодыми специалистами времени (п. 5 Положения о возмещении средств).

Сумма затраченных средств, подлежащих возмещению в республиканский и (или) местные бюджеты, определяется расчетным путем за весь период подготовки молодого специалиста (п. 2 Порядка).

В этот период подготовки входят неполные календарные годы обучения (год поступления и год окончания) и полные календарные годы обучения в соответствии с учебным планом, по которому осуществлялась подготовка специалиста. Обратим внимание, что месяцы, в которых число дней обучения превышает 15, включаются в период подготовки как полные, менее 15 дней — не включаются.

Каникулы также входят в период подготовки молодого специалиста.

Пункт 3 Порядка определяет расходы, которые включаются в состав затраченных средств.

Если в период подготовки молодого специалиста ему предоставлялся академический отпуск по медицинским показаниям, то в состав затраченных средств за этот период включаются только расходы на выплату стипендии (за исключением материальной помощи, оказанной в период подготовки) (п. 5 Порядка).

Анализ приведенных норм Порядка позволяет сделать вывод, что перечень расходов, которые включаются в состав затраченных средств, полный, т.е. учреждения образования в расчет сумм средств, подлежащих возмещению, иные расходы включать не должны. 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 11 (70), ноябрь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.