У нас есть три повода поздравить Наталью ВОЛОДИНУ, заместителя генерального директора по персоналу «Московской ореховой компании». С выходом в свет ее первой книги «Адаптация персонала»! С успешной премьерой семинара «Разработка и внедрение модели компетенций», прошедшего в Минске 24–25 октября! С двенадцатилетием «Московской ореховой компании», веселый логотип которой стал причиной появления Натальи на страницах журнала! Желаем, чтобы все орешки были вам по зубам!
О семинаре
«Секреты управления персоналом»: Наталья, как прошел семинар? Все ли получилось?
Наталья Володина: Я думаю, что получилось все, потому что на семинаре не было случайных людей. Все участники заинтересованы в теме: они работают в области управления персоналом. Кроме того, были представители компаний, где уже предприняты некоторые шаги по формированию моделей компетенций. Семинар прошел по тем алгоритмам, которые планировались, и количество участников позволило каждому принять участие в дискуссии, поделиться опытом, задать вопросы из смежных областей. Обучение на семинаре я рассматриваю не только как возможность узнать чтолибо от ведущего, но и обменяться опытом, получить экспертную оценку коллег.
«СУПер»: Вопросы белорусских слушателей семинара отличались от тех, которые задают ваши соотечественники?
Н.В.: По большому счету, нет.
«СУПер»: Это радует. И свидетельствует, скорее всего, о том, что уровень понимания одинаков.
Н.В.: Думаю, да. У меня не было ощущения, будто я нахожусь в другой стране, где чтото воспринимается как совершенно новое. Может быть, разница в том, что в России HR-менеджеры приезжают на обучение за конкретным инструментарием, так как большая часть работы по разработке и внедрению корпоративной модели компетенций уже проделана. А что касается Беларуси, то большая часть специалистов по персоналу пока еще в начале пути.
«СУПер»: Вы согласны с тем, что ресурсозатратность разработки моделей компетенций достаточно высока? Решатся ли белорусские компании, представители которых были на семинаре, на внедрение моделей компетенций на практике?
Н.В.: За другие компании ответить непросто. Это ресурсоемко? Да. Однако во многих компаниях данный инструмент в том или ином виде уже применяется. Следовательно, необходимо ставить задачу не по созданию, а по улучшению того, что уже существует. Поэтому я надеюсь, что полученные на семинаре знания позволят дополнить перечень корпоративных компетенций и улучшить процедуры их применения.
«СУПер»: Формирование моделей компетенций по силам HR-службе без обращения к консультантам?
Н.В.: HR-службе одной вообще мало что по силам: никакие инновации и технологии не приживутся в компании без поддержки их линейным менеджментом. Разработать модель компетенции силами специалистов компании реально. Разумеется, нужно обучиться и знать направление, куда и как идти. Что касается консультантов, это тоже выход: если позволяет бюджет, то привлечение профессионалов поможет избежать возможных ошибок при реализации проекта.
«СУПер»: Как решают этот вопрос российские компании, разрабатывающие модели компетенций?
Н.В.: Часть российских компаний идет по такому пути: консультанты привлекаются на start up, то есть начало проекта, и потом задают направление деятельности для специалистов HR-службы, которые, переняв опыт, работают согласно утвержденному плану проекта. Второй вариант: привлечение консультантов на часть работы, например, модератора для проведения фокусгрупп среди сотрудников или специалистов для обработки массива данных.
Об Employer Brand в целом
«СУПер»: Тема очередного номера тематических страниц — «Бренд работодателя». Как вы считаете — это эффективный способ привлечения новых сотрудников?
Н.В.: Я бы не ставила так вопрос, что бренд работодателя гарантирует привлечение людей. Наличие бренда работодателя является одним из конкурентных преимуществ, одним из бенефитов, который компания может предложить потенциальному сотруднику.
«СУПер»: Из чего состоит бренд работодателя?
Н.В.: Бренд — это маркетинговое понятие, а в маркетинге бренд — восприятие продукта, отношение к торговой марке его целевой аудитории. Таким образом, бренд работодателя — это не то, что компания о себе рассказывает вовне, а то, какой ее видят работники и потенциальные сотрудники, с чем ее ассоциируют.
«СУПер»: А у отрицательного имиджа будут другие компоненты?
Н.В.: Компании не формируют отрицательный имидж целенаправленно, он складывается сам по себе. Имидж может быть испорчен по какимто причинам, например, принято некое управленческое решение, которое не было доведено до сотрудников своевременно. Вот и получается, как в анекдоте: «ложки нашлись, а осадок остался». А если осадок остался, компании надо вести целенаправленную работу по изменению сложившейся ситуации.
«СУПер»: Каких компаний сейчас больше — исправляющих имидж или решивших формировать положительный образ?
Н.В.: Я думаю, что компаний, усиливающих положительный имидж, больше.
«СУПер»: По вашему мнению, компания Employer Brand может позволить себе уровень заработных плат ниже рыночных?
Н.В.: Почему нет? Часть компаний так и поступает, но все зависит от того, о каких именно позициях идет речь. Если компания является наилучшим вариантом для старта карьеры, то выпускники будут бороться за работу в этой компании, за получение того профессионального опыта, который в будущем будет высоко оценен другими работодателями. Есть компании с сильной маркетинговой школой, и человек, выбравший для себя данное направление деятельности, будет стремиться работать там, чтобы приобрести бесценный опыт, накопленный поколениями сотрудников.
«СУПер»: Из вашей практики, ситуация, когда не компания выбирает специалиста, а специалист компанию, действительно существует или это единичные случаи?
Н.В.: Это уже не случаи, а тенденция. Работодатели столкнулись с тем, что ресурсы на рынке труда ограничены, и чем эксклюзивнее и профессиональнее специалист, тем больше предложений о работе он имеет, что позволяет именно ему выбирать своего будущего работодателя.
Об Employer Brand в частности
«СУПер»: Есть компании, у которых внешний бренд ого-го, а внутренний — не очень. Как обстоят дела у вас?
Н.В.: Я бы не стала делить внутреннее и внешнее восприятие. Бренд — это те эмоции и отношение, которые есть в головах и сотрудников, и потенциальных работников. Если сотрудники нелояльны к компании, не будет и внешнего окружения, относящегося по-другому. Я не могу сказать, что «Московская ореховая компания» — Employer Brand. Наши торговые марки (например, орехи «Джаз» и сухофрукты «Дары природы») известны больше, то есть бренд продуктов сильнее, что является результатом деятельности маркетологов.
Тем не менее, переехав в новый регион (в мае 2005 года компания построила современный завод в городе Климовске Московской области), мы поняли, что хотим быть привлекательной компанией для местных жителей. Мне важно, чтобы жители Подольского, Серпуховского, Чеховского и других районов юга Московской области воспринимали нашу компанию как компанию, в которую они хотели бы прийти работать, куда хотели бы привести своих знакомых, потому что здесь хорошо. Вот это хорошо и есть восприятие «Московской ореховой компании» нашей целевой аудиторией, и прежде всего рабочим персоналом. Это справедливое вознаграждение, стабильность, комфортные условия труда (удобная современная рабочая одежда, качественное питание в корпоративной столовой), возможность карьерного и профессионального роста. Бренд продукта — это обещание клиенту, employer brand — обещание сотрудникам, которое компания выполняет.
В качестве примера, когда организация успешно формирует свой бренд на рынке труда, приведу российскую компанию «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн»).
«СУПер»: Как вы и ваш отдел работаете в этом направлении?
Н.В.: Слукавлю, если скажу, что мы целенаправленно строим бренд работодателя. Мы формируем имидж компании на локальном рынке.
«СУПер»: И все-таки, какие действия вы подразумеваете под словами «формируем имидж на локальном рынке»?
Н.В.: Прежде всего это мероприятия, направленные вовне, например, размещение статей в местной газете, где помимо открытых в компании вакансий размещено интервью с менеджером по персоналу, которая рассказывает о предоставляемых компанией возможностях.
Другие мероприятия направлены на укрепление корпоративной культуры. Используя различные HR-инструменты, мы ведем работу по повышению лояльности и корпоративности наших сотрудников. В данном случае сарафанное радио — один из наиболее эффективных методов привлечения сотрудников. Для того чтобы работник рекомендовал компанию своему родственнику или знакомому, он должен быть сам удовлетворен работой в ней.
«СУПер»: Есть ли единая политика по формированию бренда?
Н.В.: Специально выделенного бюджета под эту задачу нет. Есть, скорее, ряд разрозненных мероприятий, которые направлены на достижение и такой цели.
«СУПер»: Ваша активная профессиональная деятельность влияет на положительный образ «Московской ореховой компании»?
Н.В.: Я думаю, да. При этом важно помнить, что до тех пор, пока ты являешься наемным менеджером, ты работаешь в интересах своей компании, а потому степень публичности топменеджера определяется потребностью бизнеса.
Я знаю, что у отдела персонала нашей компании имидж современного HR-подразделения: мне часто приходят письма от соискателей, желающих продолжить карьеру в области HR, с предложением рассмотреть их резюме даже тогда, когда открытых вакансий нет.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (71), декабрь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.