← Назад к номеру журнала
Контракт и дополнительные меры материального стимулирования: позиция Конституционного Суда
Г.А. Василевич, Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь
26 июля 1999 г. Президентом Республики Беларусь был издан Декрет № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет), который положил начало широкомасштабному переводу работников на контрактную форму найма. В его развитие Советом Министров Республики Беларусь и другими органами государственного управления были изданы необходимые нормативные правовые акты.
Контракт как вид трудового договора подтверждает свою эффективность, хотя здесь имеются и некоторые издержки. Над их устранением работают нормотворческие органы, внося в нормативные правовые акты изменения и дополнения, направленные на дополнительные гарантии лицам, заключивших трудовые контракты. Так, расширен круг работников, которые имеют право на обязательное перезаключение контракта.
И все же проблемы остаются. Одной из них является реальное предоставление тех дополнительных мер материального стимулирования в связи с заключением контракта, которые предусмотрены Декретом. Обращения по данному поводу регулярно поступают в Конституционный Суд Республики Беларусь.
Как известно, подп. 2.5 п. 2 Декрета установлено, что контракт, заключенный с работником, должен предусматривать в числе иных следующие дополнительные меры стимулирования труда:
-
предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до пяти календарных дней;
-
повышение тарифной ставки (не более чем на 50 %, если больший размер не предусмотрен законодательством).
Анализ подп. 2.5 п. 2 Декрета свидетельствует, что указанные дополнительные меры материального стимулирования должны быть зафиксированы в контракте в согласованных сторонами контракта размерах в пределах, определенных Декретом. При этом Декрет допускает повышение размера тарифной ставки более чем на 50 %, если это предусмотрено законодательством.
На практике же организации, например, производственные, по причине отсутствия необходимых средств не всегда могут позволить включать в текст контрактов указанные меры даже в символических размерах.
Надо заметить, что по отношению к государственным органам Совет Министров Республики Беларусь в подп. 10.8 п. 10 Положения о порядке и условиях заключения контрактов с государственными служащими, утвержденного постановлением от 7 октября 2003 г. № 1271, установил, что дополнительные меры стимулирования труда определяются в пределах средств, предусмотренных на содержание государственного органа. Указанную норму можно толковать по-разному. В том числе и таким образом: нет выделенных на эти цели средств — нет норм о дополнительном материальном стимулировании в заключаемом сторонами контракте.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (71), декабрь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.