Новая страница 7
Понятие отстранения от работы
В целях укрепления общественной безопасности и дисциплины и
в соответствии с п. 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25
августа 2004 г. № 1012 «О внесении изменений и дополнений в некоторые
постановления Правительства Республики Беларусь по вопросам заключения
контрактов» всем нанимателям в двухмесячный срок в контракты работников
необходимо было внести дополнительные основания увольнения, указанные в подп.
1.1.1 п. 1 постановления. Так, действие контракта прекращается при:
§
истечении его срока;
§
нарушении правил охраны труда и техники безопасности, повлекшем
увечье или смерть другого работника;
§
причинении в связи с исполнением трудовых обязанностей
государству, юридическим и (или) физическим лицам имущественного ущерба,
установленного вступившим в законную силу решением суда или решением о
привлечении к административной ответственности, принятым иным уполномоченным
государственным органом (должностным лицом);
§
распитии спиртных напитков, употреблении наркотических или
токсических средств в рабочее время или по месту работы;
§
необеспечении надлежащей трудовой дисциплины подчиненных, сокрытии
фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо непривлечении
без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством
ответственности за такие нарушения;
§
наступлении иных оснований, предусмотренных законодательством о
труде.
Согласно п. 7 ст. 42
Трудового кодекса Республики Беларусь трудовой договор с работником может быть
расторгнут в случае появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического
или токсического опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления
наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время.
До принятия нанимателем решения о прекращении действия
трудового договора (контракта) в случае появления на работе в состоянии
алкогольного, наркотического или токсического опьянения необходимо принять
соответствующие меры к работнику — недопущение к работе либо отстранение от
работы.
Отстранение от работы представляет собой временное по
решению нанимателя прекращение выполнения работником трудовой функции,
предусмотренной трудовым договором (контрактом). Принять такое решение
наниматель должен в случаях, перечисленных в ст. 49 ТК.
По требованию уполномоченных органов в случаях,
предусмотренных законодательством, наниматель обязан отстранить работника от
работы. К числу таких органов относятся:
§
органы государственного санитарного надзора;
§
департамент по надзору за безопасным ведением работ в
промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям
Республики Беларусь;
§
Госавтоинспекция Министерства внутренних дел Республики Беларусь;
§
следственные органы.
Например,
Госавтоинспекция вправе отстранять от управления транспортными средствами лиц, в
отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в
состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением
наркотических средств, психотропных или токсических веществ (подп. 18.11 п. 18
Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел
Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 31 декабря 2002 г. № 1851).
Несмотря на то что отстранение от работы в ст. 49 ТК
указано в скобках как юридический синоним понятия «недопущение к работе», между
ними есть различия. Недопущение к работе означает, что наниматель, заметив
признаки опьянения, запрещает работнику приступать к трудовой деятельности,
которая с началом рабочего дня еще не началась. Отстранение от работы имеет
место в том случае, когда работник приступил к выполнению трудовой функции с
началом рабочего дня, и только при изменении его состояния в течение дня или при
условии, что состояние работника не было замечено до начала трудовой
деятельности, от нанимателя поступает распоряжение работнику прекратить работу.
На первый взгляд, различие
между этими распорядительными действиями нанимателя незначительное, однако в
отдельных отраслях деятельности оно становится принципиальным, т.к. именно за
допуск к работе работника в состоянии алкогольного опьянения должностные лица
организаций могут быть привлечены к административной, а в ряде случаев и к
уголовной ответственности.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 3 (62), март 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.