В Республике Беларусь осуществляется работа с руководящими кадрами и специалистами на основе научных принципов подбора, формирования резерва, подготовки, оценки и расстановки кадров. Основным нормативно-правовым актом в данной области является Положение об организации работы с руководящими кадрами в системе государственных органов и иных государственных организаций, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 26 июля 2004 г. № 354, с последующими изменениями и дополнениями (далее — Положение).
Положение направлено на систематизацию и дальнейшее развитие нормативно-правовой базы по вопросам подбора, подготовки, повышения квалификации руководящих кадров и специалистов. В Положении сформулированы задачи государственных органов (организаций) по организации работы с руководящими кадрами и специалистами. Особое внимание уделяется порядку формирования эффективного (действенного) резерва руководящих кадров.
Резерв должен формироваться на конкурсной основе, а также на основе объективной оценки деловых и личностных качеств кандидатов на руководящие должности, недопущения дискриминации по признакам пола, национальности и вероисповедания.
Согласно п. 8 Положения основными критериями зачисления кандидата в резерв являются:
§ результат его практической деятельности на занимаемой должности, показатели состояния трудовой и исполнительской дисциплины, обеспечения безопасного труда в возглавляемой кандидатом отрасли (сфере деятельности, государственном органе (организации) или структурном подразделении государственного органа (организации)), руководимом исполнительном и распорядительном органе на территории области, района, города, района в городе;
- деловые и личностные качества кандидата, его способности к предстоящей работе, потенциальные возможности;
- результаты тестирования и последней аттестации кандидата;
- отзывы лиц, непосредственно работающих с кандидатом;
- возраст кандидата и состояние его здоровья.
Предельный возраст для включения кандидата в резерв не должен превышать 50 лет.
В резерв системы государственных органов должны включаться:
- граждане, принявшие участие в конкурсном отборе и рекомендованные конкурсной комиссией для зачисления в кадровый резерв;
- государственные служащие, уволенные в результате ликвидации государственного органа, сокращения численности работников или штата.
Государственный орган (организация), должностное лицо при внесении предложений по выдвижению кандидатов в резерв представляют их анкетные данные, копии документов об образовании, о переподготовке и повышении квалификации, характеристику с места работы (п. 13 Положения).
Включение работников в резерв осуществляется с их согласия.
Резерв утверждается уполномоченным на то должностным лицом государственного органа (организации), в кадровый реестр которого включена соответствующая должность.
Непосредственная работа с резервом возлагается на кадровую службу государственного органа (организации).
Лица, включенные в резерв, при прочих равных условиях с другими претендентами на конкретную должность обладают преимущественным правом на занятие этой должности. Исходя из сложившейся практики резерв ежегодно (до 1 апреля) пересматривается и дополняется. Лица, не проявившие себя на практической работе, исключаются из списков резерва. Для устранения формализма в работе по формированию и подготовке резерва предусматривается подбор в резерв перспективных по возрасту, образованию специалистов, обладающих способностями к руководству людьми.
Преимущественное право для включения в резерв отдается молодым специалистам.
В перспективный кадровый резерв, формируемый Академией управления при Президенте Республики Беларусь и другими государственными учебными заведениями, включаются лучшие студенты-выпускники указанных учебных заведений в возрасте до 31 года, имеющие лидерские и организаторские качества, способные к управленческой деятельности в государственных органах и организациях. Выдвижение кандидатов в перспективный кадровый резерв из числа студентов осуществляется руководителями учебных заведений, а в организациях — руководителями организаций, в которых работают указанные специалисты. Это не означает, что в государственных организациях, особенно если речь идет о руководящих должностях высшего и среднего звена управления, не будут включать в резерв специалистов старше 31 года. В каждом конкретном случае эти вопросы разрешаются индивидуально.
Следует иметь в виду, что для формирования резерва в каждой организации должны быть утверждены локальные нормативные акты, регламентирующие эту работу, например Положение о работе с резервом. Составление списков резерва — это только первый шаг на пути подготовки руководителя. Должна проводиться кропотливая работа по обучению в «школах подготовки резерва» и других формах, по стажированию, оценке специалистов, состоящих в резерве, с последующим выдвижением (назначением) их на руководящие должности. По итогам работы может оказаться, что часть специалистов, находящихся в резерве, является неспособной к руководящей работе.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 5 (64), май 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.