№ 6, июнь 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Типичные ошибки при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда

Рубрика «Охрана труда»

С.Н. Голян, старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения Белорусского государственного медицинского университета, кандидат медицинских наук

Аттестация рабочих мест по условиям труда (далее — аттестация) проводится в Республике Беларусь начиная с 1992 г. С 1 января 1992 г. на территории республики вступил в силу Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», в ст. 14 которого была заложена новая норма пенсионного законодательства, а именно: особые условия труда должны быть подтверждены результатами аттестации. В Законе Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении», вступившем в силу с 1 января 1993 г., названная норма осталась, действует она и в настоящее время.

Аттестация предусматривает комплексную оценку всех факторов производственной среды, присутствующих на конкретном рабочем месте. В зависимости от степени вредности и тяжести условий труда, установленной в ходе аттестации, подтверждаются или не подтверждаются особые условия труда на рабочем месте, следовательно, досрочная пенсия за работу в этих условиях может быть назначена (при условии подтверждения особых условий труда) или не назначена.

Документами, регулирующими процедуру аттестации, являются:

  • Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1995 г. № 409, с последующими изменениями и дополнениями (далее — Порядок);
  • Методика проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденная постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 4 сентября 1995 г. № 74, с последующими изменениями и дополнениями (далее — Методика).

Процедура проведения аттестации включает в себя несколько этапов:

1) издание приказа о проведении аттестации, в котором обозначаются сроки проведения аттестации и состав аттестационной комиссии;

2) определение перечня рабочих мест, подлежащих аттестации;

3) сопоставление наименования профессий рабочих и должностей служащих с характеристиками фактически выполняемых работ и характеристиками, предусмотренными соответствующими выпусками Единого тарифно­квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и квалификационных справочников должностей служащих (КСД);

4) проведение инструментальных замеров факторов производственной среды на рабочих местах;

5) проведение фотохронометражных наблюдений (фотографий рабочего дня);

6) количественная оценка условий труда;

7) подготовка приказа о завершении аттестации;

8) утверждение Перечня рабочих мест, профессий и должностей, работникам которых по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, предусмотренные  Списками № 1 и № 2 (по форме согласно приложению 2 к Методике) и других документов;

9) внесение результатов аттестации в коллективный договор.

Несмотря на то что аттестация в организациях республики проводится на протяжении многих лет, практика показывает, что в основном на каждом из перечисленных этапов аттестации допускаются ошибки, влекущие различного рода конфликты, разрешить которые иногда можно только в судебном порядке.

Так, на первом этапе работодатели зачастую издают приказ о проведении аттестации несвоевременно, т.е. сроки аттестации оказываются просроченными. Аттестация проводится один раз в пять лет. Если сроки просрочены, неаттестованный период не может быть зачтен в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию. Органы государственной экспертизы условий труда Республики Беларусь осуществляют контроль за правильностью и своевременностью проведения аттестации (ст. 14 Закона «О пенсионном обеспечении»). В тех случаях, когда в организации приказ о проведении аттестации отсутствует, органами государственной экспертизы условий труда принимается решение о том, что аттестация вовсе не проводилась. В соответствии со ст. 76 Закона «О пенсионном обеспечении» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536 «О списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда» работодатель несет материальную ответственность за ущерб, причиненный пенсионеру из­-за несвоевременного и неправильного проведения аттестации и оформления документов.

При определении перечня рабочих мест, подлежащих аттестации (второй этап аттестации), работодателем допускаются ошибки следующего характера.

Работодатель затрудняется определить число рабочих мест, на которых должна проводиться аттестация. Зачастую аттестация проводится на всех рабочих местах, имеющихся в организации, начиная со сторожа и заканчивая главным бухгалтером и директором. Это ведет к необоснованным дополнительным затратам. Иногда работодатель возлагает решение данного вопроса на организацию или лабораторию, которую привлекает для выполнения этой работы.

В соответствии с Порядком и Методикой перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, определяется аттестационной комиссией. В этот перечень необходимо включать прежде всего рабочие места, на которых работники пользуются правом на досрочные пенсии за особые условия труда в соответствии со Списками № 1 и № 2, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2005 г. № 536 (ранее действовали списки, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1995 г. № 408). Кроме этих рабочих мест в перечень могут включаться и другие рабочие места, где путем инструментальных замеров зарегистрировано присутствие вредных производственных факторов. Эту информацию аттестационная комиссия может получить из лаборатории предприятия, если таковая имеется, или из протоколов замеров, представленных органами санэпиднадзора, т.к. они осуществляют мониторинг за состоянием условий труда на всех производствах республики.

На тех рабочих местах, на которых работники не пользуются правом на досрочные пенсии за работу с особыми условиями труда, по результатам аттестации работодатель вправе установить доплаты за работу во вредных и тяжелых условиях труда.

На втором этапе проведения аттестации встречаются и иные ошибки, например, аттестационной комиссией предприятия не включаются в перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, рабочие места, работники которых пользуются правом на досрочные пенсии за работу с особыми условиями труда. Это объясняется незнанием ответственными лицами на предприятии (например, работниками кадровых служб, юрисконсультами, самими работодателями, председателями аттестационных комиссий) действующих законодательных нормативных правовых актов.

Важнейшим моментом в проведении аттестации является сопоставление наименований профессий и должностей, отраженных в трудовых книжках, с наименованиями профессий рабочих и должностей служащих и характеристиками фактически выполняемых работ, отраженных в соответствующих выпусках ЕТКС и КСД. В случае расхождения этих наименований досрочная пенсия за работу с особыми условиями труда органами социальной защиты не может быть назначена.

Пример 1

В трудовой книжке Иванова произведена запись: «Принят на работу в каче­стве рабочего по укладке асфальтобетона». Такая профессия ни одним из выпусков ЕТКС не предусмотрена. В Списке № 2, дающем право на пенсию за работу с особыми условиями труда, значится профессия «асфальтобетонщик», характеристика работы описана в соответствующем выпуске ЕТКС. Согласно ошибочной записи пенсия Иванову как «рабочему по укладке асфальтобетона», который фактически выполняет работы, характерные для асфальтобетонщика, не может быть назначена.

Каковы действия аттестационной комиссии в таком случае? Поскольку наименование профессии было ошибочным, работодатель на основе протокола аттестационной комиссии вправе внести изменения в трудовую книжку в соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 9 марта 1998 г. № 30 (в редакции постановления Министерства труда от 11 мая 2000 г. № 72) .

Однако на практике встречаются и другие случаи.

Пример 2

Работник принят на работу в 1980 г. по профессии, которая на тот момент существовала. К настоящему времени изменились выпуски ЕТКС, и профессия получила иное наименование, но в Списках № 1 и № 2 значится профессия со старым наименованием. 

В срок назначения досрочной пенсии работник получает отказ в назначении, т.к. в его трудовой книжке значится новое наименование профессии, а в Списке № 1 сохранилось старое наименование.

Каковы действия работодателя в такой ситуации? Работодатель должен обратиться в Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь, представить все необходимые документы, подтверждающие характеристику работы, которую выполняет данный работник, другие документы. Учитывая то, что Министерству труда и социальной защиты дано право устанавливать тождественность профессий рабочих и должностей служащих, оно принимает решение о наименовании профессии, после чего работодатель в установленном порядке вносит изменения и дополнения в трудовую книжку в соответствии с приказом.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 6 (65), июнь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.