№ 8, август 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Особенности трудовых отношений с работником в случае простоя

Рубрика «Трудовое законодательство»

Е.Г. Комоцкая, заместитель начальника Главного экспертно-правового управления Секретариата Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

Производственные сбои, финансовые проблемы приводят к приостановке выполнения работ на одном или нескольких рабочих местах, в одном или нескольких структурных подразделениях или организацией в целом.

Простоем признается временное (сроком не более шести месяцев) отсутствие работы по причине производственного или экономического характера (ч. 1 ст. 34 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Законодатель, называя такие причины — выход из строя оборудования, механизмов, отсутствие сырья, материалов, электроэнергии, — не сделал перечень их исчерпывающим. Простой может быть вызван отсутствием топлива, необходимого для осуществления производственного процесса, задержкой расчетов с потребителями за поставленную им продукцию, приостановкой работ в связи с капитальным ремонтом и т.д. Поэтому временное отсутствие работы приводит к материальным расходам, связанным, в частности, с заработной платой работников, приводящим к некомпенсируемым убыткам.

Простой может возникнуть по вине нанимателя, работника или объективным причинам. Простои не по вине работников являются для них вынужденными. 

Чтобы не допустить потерь рабочего времени, убытков, ч. 2 ст. 34 ТК предоставляет нанимателю возможность, а не возлагает на него обязанность, в связи с простоем временно перевести работников на другую работу с учетом профессии, специальности, квалификации, должности работника на все время простоя у того же нанимателя и на срок до одного месяца к другому нанимателю, но в той же местности.

Закрепление в данной норме требования о том, что работники временно переводятся не «в соответствии», а «с учетом» их специальности, квалификации, должности, позволяет переводить их на другую работу и по иной специальности, должности, но близкой по своей квалификационной характеристике к специальности, должности переводимого работника. Например, возможен временный перевод делопроизводителя в связи с простоем на работу секретаря. В то же время эта законодательная норма не допускает временный перевод квалифицированного работника на неквалифицированную работу, которая не требует специальных знаний и по которой не присваивается квалификационный разряд, например, работа по уборке служебных территорий, перевозке грузов и т.п.

Определяя продолжительность временного перевода в связи с простоем на другую работу у того же нанимателя или к другому нанимателю, законодатель не устанавливает ограничений на количество таких переводов в течение календарного года или на их общую продолжительность в течение года.

Таким образом, один и тот же работник может и неоднократно в случае временного отсутствия работы по причине производственного или экономического характера временно переводиться на другую работу как у своего нанимателя, так и к другому. Основанием для перевода в связи с простоем является докладная записка руководителя структурного подразделения, акт о простое и др.

Временный перевод работника в связи с простоем оформляется приказом (распоряжением) нанимателя.

В трудовую книжку запись о временном переводе в связи с простоем не вносится.

Оплата времени простоя

Порядок оплаты времени простоя зависит от того, чья вина обусловила временное отсутствие работы, а также от выполнения норм выработки при временном переводе на нижеоплачиваемую работу.

При временном переводе в связи с простоем на нижеоплачиваемую работу за работниками, выполняющими нормы выработки, сохраняется средний заработок по прежней работе, а за работниками, не выполняющими нормы или переведенными на повременно оплачиваемую работу, сохраняется их тарифная ставка (оклад). При отказе от перевода за работником сохраняется две третьих тарифной ставки (оклада) (ч. 3 ст. 34 ТК). Следовательно, если работник переводится в связи с простоем на вышеоплачиваемую работу, то заработная плата выплачивается ему фактически выполненную работу.

Минимальный гарантированный законодателем размер выплаты работнику в период простоя не по его вине не может быть ниже двух третей установленной ему тарифной ставки (оклада) (ч. 1 ст. 71 ТК).

Работник согласно п. 7 ч. 1 ст. 53 ТК обязан принимать меры к немедленному устранению причин и условий, препятствующих нормальному выполнению работы, в том числе простоях, и немедленно сообщать о случившемся нанимателю. В этой связи ч. 3 ст. 71 ТК предусматривает, что простой по вине работника оплате не подлежит.

Если наниматель не имеет возможности при простое временно перевести работника на другую работу, то он в соответствии с ч. 1 ст. 71 ТК выплачивает работнику заработную плату, которая не может быть ниже двух третей установленной ему тарифной ставки (оклада).

Необходимым условием для оплаты времени простоя является зафиксированное нанимателем время его начала и окончания. Не следует забывать, что фактическое рабочее время, состоящее как из отработанного, так и неотработанного времени, которое в соответствии с законодательством включается в рабочее время, подлежит учету. В составе неотработанного времени наряду с оплачиваемым (например, время трудовых отпусков) и неоплачиваемым временем (например, время неоплачиваемых в соответствии с законодательством социальных отпусков) учитываются также потери рабочего времени как по вине работника, так и при отсутствии его вины.

Учет времени простоев осуществляется на основе соответствующих документов (листков учета простоев, накопительных ведомостей о простое и др.). Следует обращать внимание на то, что время внутрисменных простоев учитывается начиная с пяти минут, а время использования работников в период простоя на других работах в листок простоя не включается, а оформляется выдачей разовых нарядов.

Постановлением Министерства промышленности Республики Беларусь от 7 апреля 2006 г. № 4 утвержден альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и заработной платы для организаций Министерства промышленности Республики Беларусь. Также утверждена Инструкция о порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и заработной платы для организаций Министерства промышленности Республики Беларусь.

Согласно п. 10 данной Инструкции листок учета простоев (форма Т-16) предназначен для учета времени простоя рабочего не по его вине и начисления заработной платы рабочему за время простоя. Листок составляется в одном экземпляре, подписывается руководителем структурного подразделения, мастером (бригадиром) и представляется в бухгалтерию для расчета заработной платы.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 8 (67), август 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.