№ 8, август 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Ограничения уголовным законодательством в приеме на работу

Рубрика «Трудовое законодательство»

К.И Кеник, кандидат юридических наук, доцент, заслуженный юрист Республики Беларусь

Запрет приема на работу на определенные виды деятельности лиц, которые были осуждены за совершение некоторых видов преступлений

Законом ограничено право приема на работу на определенные виды деятельности лиц, которые были осуждены за совершение некоторых видов преступлений.

            Запрещается прием на работу, связанную с материальной ответственностью, лиц, ранее судимых за хищение, взяточничество и иные корыстные преступления, если судимость не снята и не погашена в установленном порядке (ст. 348 Трудового кодекса Республики Беларусь). Несмотря на то что Трудовой кодекс данное правило содержит в главе, предусматривающей особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, данная норма распространяется и на случаи приема на материально-ответственные должности по основной работе.

Сам факт осуждения за указанные виды преступления, если судимость в установленном порядке снята или погашена, не является препятствием для приема на работу на материально ответственные должности.

Не может быть принято на работу лицо, лишенное приговором суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, на эти должности или для этой деятельности в течение назначенного судом срока.

Статья 51 Уголовного кодекса Республики Беларусь предусматривает такой вид наказания, как лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Этот вид наказания лишает осужденного права в течение установленного приговором срока занимать должности, связанные с осуществлением определенных обязанностей или полномочий, либо заниматься определенной деятельностью. Указанное наказание назначается в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления на срок от одного года до пяти лет. В приговоре суда должно быть указано, какие конкретно должности и на какой срок нельзя занимать осужденному.

Этот вид наказания может быть назначен в качестве основного, а также в качестве дополнительного к исправительным работам, аресту, ограничению свободы, лишению свободы и др. Например, приговором суда лицо может быть лишено права заниматься преподавательской деятельностью, права выполнять работу, связанную с материальной ответственностью, права занимать руководящие должности, права занимать должности в торговых организациях, права заниматься предпринимательской деятельностью и др. Предписания приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для администрации предприятия, учреждения, организации.

Согласно ст. 32 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь администрация организации при назначении лицу наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязана:

■ не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности или от занятия тем видом деятельности, права на занятие которой он лишен;

■ внести в трудовую книжку осужденного запись о том, на каком основании, на какой срок и какие должности он лишен права занимать или какого рода деятельностью лишен права заниматься;

■ направить в уголовно-исполнительную инспекцию сообщение о выполнении предписаний приговора.

Уголовно-исполнительная инспекция при исполнении данного вида наказания ведет учет осужденных; контролирует соблюдение осужденным предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверяет выполнение предписаний приговора администрацией предприятий, учреждений, организаций по месту работы осужденного, а также органами, которые обязаны аннулировать разрешение на занятие соответствующим видом деятельности, запрещенной для осужденного.

Если занятие деятельностью, права заниматься которой гражданин лишен по приговору суда, требовало специального разрешения (лицензии), то правомочные органы не позднее трех дней после получения копии приговора и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, изъять соответствующий документ, предоставляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью, и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию (ст. 33 УИК).

При вынесении приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, если между сторонами (работником и нанимателем) не достигнуто соглашение о переводе на другую работу, выполнение которой не запрещено приговором суда, работник, занимавший должность, которая запрещена ему приговором, подлежит увольнению по п. 5 ст. 44 ТК — вступление в законную силу приговора суда, которым работник осужден к наказанию, исключающему продолжение работы.

Если же факт лишения права занимать определенные должности был установлен после приема на работу, работник подлежит увольнению по п. 3 ст. 44 ТК — нарушение установленных правил приема на работу. При увольнении по п. 3 и 5 ст. 44 ТК выходное пособие не выплачивается.

Увольнение по ст. 44 ТК не предусматривает обязанность нанимателя принимать меры к переводу работника, который подлежит увольнению, на другую работу, выполнение которой ему не запрещено. Однако при наличии возможности для перевода на другую работу и при согласии работника это делать не запрещается.

Срок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу. В срок исполнения наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный занимал запрещенные для него должности либо занимался запрещенной для него деятельностью.

При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного наказания к аресту, ограничению свободы, направлению в дисциплинарную воинскую часть, лишению свободы срок исполнения данного наказания исчисляется со дня освобождения осужденного от отбывания указанных видов наказания.

После истечения срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, установленного приговором суда, или в случае освобождения от отбывания данного вида наказания в установленном законом порядке работник вправе потребовать выдать ему взамен трудовой книжки ее дубликат без внесения в него записи о наказании. Эта обязанность нанимателя предусмотрена п. 4 ст. 32 УИК.

Запрет приема на работу отдельных категорий работников при наличии судимости

 

Для отдельных категорий работников основанием для отказа в приеме на работу является наличие судимости, в частности, для отказа в приеме на государственную службу (подп. 1.10-1 ст. 33 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» с последующим дополнением; далее — Закон). 

При этом Закон не конкретизирует, отказ в принятии на государственную службу влечет наличие судимости вообще либо наличие неснятой или непогашенной судимости.

            Судимым признается лицо, осужденное к какому-либо наказанию. Лицо считается судимым со дня вступления в законную силу приговора суда вплоть до погашения или снятия судимости, если приговор не был отменен в установленные законом сроки. Сущность судимости состоит в том, что осуждение к наказанию порождает определенные неблагоприятные для осужденного правовые последствия, которые не входят в содержание наказания.

Судимость — это обусловленное осуждением за совершенное преступление правовое состояние осужденного, характеризующееся ограничением его прав и свобод в течение предусмотренного Уголовным кодексом срока.

Начальным моментом возникновения состояния судимости считается день вступления в законную силу приговора суда. Судимость длится в процессе отбывания наказания и после отбытия лицом основного и дополнительного наказания в течение сроков, установленных Уголовным кодексом (ст. 97 УК).

Так называемые общеправовые последствия судимости не предусмотрены каким-либо единым правовым актом. В основном они заключаются в ограничении возможности находиться на государственной службе, а также поступить на службу в правоохранительные органы, пользоваться активным и пассивным избирательным правом. Указанные правоограничения применяются только в случаях, предусмотренных законодательными актами, и на большую часть осужденных не распространяются.

Прекращение состояния судимости происходит путем ее погашения или снятия. Погашение судимости означает автоматическое ее аннулирование (прекращение) при наличии условий, указанных в Законе.

Правила о погашении судимости распространяются на всех осужденных, за исключением лиц, допустивших особо опасный рецидив. Условием погашения судимости является прошествие определенных сроков, если они не были прерваны. Истечение предусмотренных ст. 97 УК сроков автоматически погашает судимость и не требует никаких судебных или иных решений.

Снятие судимости — это осуществляемое судом до истечения установленных сроков прекращение состояния судимости лица, которое перестало представлять опасность для общества.

Правовое значение погашения и снятия судимости заключается в том, что они полностью аннулируют правовые последствия уголовной ответственности (ст. 99 УК). Это означает, что отрицательная нравственная и правовая оценка совершенного преступления и лица, его совершившего, утрачивает силу. С правовой точки зрения такое лицо считается не совершавшим преступления, не привлекавшимся к уголовной ответственности, не подвергавшимся наказанию и не отбывавшим его.

С момента погашения или снятия судимости лицо, в прошлом судимое, признается несудимым и к нему не могут применяться правоограничения, связанные с наличием судимости.

Нормативные правовые акты, устанавливая ограничения в приеме на определенные виды службы, в большинстве случаев указывают в качестве ограничения наличие непогашенной и неснятой судимости (ст. 348 ТК).

Статья 9 Закона Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. «Об основах службы в государственном аппарате» также предусматривала, что основанием для отказа в приеме на государственную службу являлось наличие непогашенной и неснятой судимости.

Представляется, что в Законе также должно быть оговорено, что на государственную службу не принимаются граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость. При этом в качестве аналога может быть использован Избирательный кодекс Республики Беларусь. Кандидатами в Президенты Республики Беларусь, в депутаты не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости, не снятой и не погашенной в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь (ст. 60 Избирательного кодекса Республики Беларусь).

Ввиду специфических функций, выполняемых прокурорскими работниками, работниками органов милиции, судьями, на службу в правоохранительные органы, а также на должность судьи не могут быть приняты лица, имеющие или имевшие судимость.

Так, ст. 40 Закона Республики Беларусь от 29 января 1993 г. «О Прокуратуре Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями устанавливает, что не могут быть назначены на должности прокурорских работников лица, ранее совершившие преступления.

Статья 36 Закона Республики Беларусь от 26 февраля 1991 г. «О милиции» с последующими изменениями и дополнениями предусматривает, что не могут быть приняты на службу в милицию лица, ранее совершившие умышленное преступление.

Статья 62 Закона Республики Беларусь от 13 января 1995 г. «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями предусматривает, что судьей может быть гражданин, не совершивший порочащих его проступков.

Полагаем, что подп. 1.10-1 ст. 33 Закона следует изложить следующим образом: «наличия у него непогашенной или неснятой в установленном порядке судимости, если законами об отдельных видах государственной службы не установлено иное».

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 8 (67), август 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.