№ 9, сентябрь 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

От массовиков-затейников к event-менеджерам

Рубрика «Секреты управления персоналом»

Материал подготовила Евгения Крымская

По словам Сергея Князева, массовиком-затейником он почувствовал себя, когда начал устраивать программы в Москве для казино. Опыт оказался очень успешным — арт­директоры казино после первой же программы, проведенной им в их стенах, были готовы сделать следующий заказ. Это было в 1999 г., как раз в то время, когда весь мир готовился к миллениуму. Во многом благодаря тому, как интересно и значимо встречали 2000 г., московский рынок стал event-рынком, а Сергей Князевъ — event-менеджером.

Для нашего собеседника event-менеджмент — это прежде всего индустрия, в которой уже есть хорошие специалисты и клиент ждет не просто пьянку и концерт, а драматургию, развитие сюжета, логично выстроенное веселье. Шесть лет назад все начиналось как продюсерский центр, сейчас же компания Сергея Князева, по его словам, — скорее агентство праздников. Корпоративные и частные (семейные) праздники — основное направление рынка event-услуг. Даже так называемый деловой event выливается в роскошное шоу, потому что заказчики хотят разбавлять деловые мероприятия оригинальными и интересными выступлениями, которые бы позволили аудитории не заснуть на презентации или конференции.

В интервью Сергей Князевъ часто сетует на консервативность рынка и компаний-клиентов event-агентств. По его мнению, чтобы event-менеджмент развивался активнее и во всех направлениях, нужно делать больше ярких событий и праздников. И дело не только в профессионально подготовленных event-менеджерах. Устно передающиеся впечатления и эмоции от праздника — это и есть продвижение рынка. Чем больше людей побывает на ярких праздниках и поделится впечатлениями с окружающими, тем больше окружающих захотят таких праздников. На смену консерватизму придет лояльность.

«Секреты управления персоналом»: Сергей, два года назад в одном из интервью вы сказали, что еще очень много компаний (особенно государственных) и частных клиентов заказывают мероприятия в стиле советское ретро. Что-то изменилось за это время?

СЕРГЕЙ КНЯЗЕВЪ: Уровень клиентов, которые хотят профессионального обслуживания на нашем рынке, несомненно, вырос. Клиенты хотят, чтобы им принесли не просто сценарий, а понятный, четкий план, умно и красиво изложенный, то есть адаптированный под их понимание концепции праздника. И тот, кто этот сценарий делает, уже должен учитывать особенности компании-заказчика.

«СУПер»: Вы говорите о клиентоориентированности?

СЕРГЕЙ КНЯЗЕВЪ: Да, конечно.

«СУПер»: Мы так полагаем, что ее как раз и не хватает?

СЕРГЕЙ КНЯЗЕВЪ: Клиенто­ориентированных кадров действительно не хватает. Если мы делаем программу для медицинской компании — это один менталитет и взгляды на то, что должно происходить на празднике. Если это французская компания — другой. Это нужно знать и учитывать.

«СУПер»: Но таких специалистов никогда не будет много…

СЕРГЕЙ КНЯЗЕВЪ: Конечно. Тем не менее есть люди, которые ответственно относятся к своему делу, умеют правильно собрать информацию, открыть интернет,  почитать специализированную литературу и в итоге преподнести информацию клиенту в той упаковке, которая была бы ему понятна.

«СУПер»: Кстати, а как периферия — не шибко отстает?

СЕРГЕЙ КНЯЗЕВЪ: Отстает, но не сильно. По креативу, который рождается в головах региональных event-менеджеров, они ничуть не отстают от Москвы. Вопрос в другом: не всегда там клиенты готовы к такому творческому подходу организации ивентов.

«СУПер»: Вам приходилось организовывать мероприятия и в Европе. А как обстоят дела там?

СЕРГЕЙ КНЯЗЕВЪ: В эмоциональном плане отличий нет — они с удовольствием смеются, так же, как и мы, играют во что­то, если им предлагают. Но россияне охотнее включаются в игру, в то время как для западной компании, особенно в рамках корпоративного праздника, очень важен протокол, и до игры доходит в самый последний момент. У нас сразу веселиться и развлекаться готовы не все, но большая часть клиентов.

«СУПер»: Так кто такой, на ваш взгляд, квалифицированный или компетентный event-менеджер?

СЕРГЕЙ КНЯЗЕВЪ: Первое и, пожалуй, главное качество для event-менеджера — человек должен любить праздник и приходить на него не потому, что все где­то собираются.

«СУПер»: Но для него праздник — это работа.

СЕРГЕЙ КНЯЗЕВЪ: Во всяком случае, готовя праздник, он должен получать удовольствие от самого процесса, это раз. Второе — в нем должны быть любовь к понятию «праздник», понимание организма, механизма праздника. Это означает, что человек должен всеми силами стремиться на праздник, не сидеть дома у телевизора и смотреть, что происходит на городской площади, а быть там, идти туда, активно участвовать. Такой человек, став event-менеджером, все делает правильно и с удовольствием.

«СУПер»: Что вы думаете о креативности?

СЕРГЕЙ КНЯЗЕВЪ: Я всегда предлагаю претенденту на должность event-менеджера в моем агентстве задачку: «Какой бы праздник ты предложил для такой­то компании?» И рисую ему совершенно блеклую картинку, скажем, аудиторскую фирму, в которой люди каждый день перекладывают бумажки, подсчитывают чьи­то балансы, ищут ошибки, и так каждый день. Я не даю времени на размышление и сразу жду ответ.

«СУПер»: Разве существует правильный ответ?

СЕРГЕЙ КНЯЗЕВЪ: Существует правильный подход. Если кандидат при мне начинает рассуждать, анализировать, я вижу, что человек понимает, для кого он будет делать праздник и что для этого заказчика действительно станет праздником. Креативные способности все равно строятся на базе какой­то, условно говоря, аналитики.

«СУПер»: А по внешнему виду вы можете сказать, подойдет вам кандидат или нет?

СЕРГЕЙ КНЯЗЕВЪ: Могу. По тому, как он пришел ко мне на встречу, как он одет, как держится. И дело не в стоимости костюма. Главное, чтобы человек подошел к задаче креативно и из своего, может быть, небольшого гардероба сделал нечто похожее на ансамбль, который будет его характеризовать. Особенно это касается девушек. Это такой своеобразный тест. Профессионал продуманно к этому подойдет, хоть узел на галстуке, но будет интересно завязан.

«СУПер»: Для ивентора важно наличие социального опыта?

СЕРГЕЙ КНЯЗЕВЪ: Скорее не опыта, а все-таки жизнелюбия. Человек должен быть всесторонне развит: немножко разбираться в кино, спорте, литературе, других профессиях. Даже очень молодой человек может разносторонне представлять картину мира, потому что любознательный, а другой проживет 50 лет, мало интересуясь при этом окружающим миром.

«СУПер»: Как бороться с дефицитом event-менеджеров?

СЕРГЕЙ КНЯЗЕВЪ: Наверное, дефицит кадров в нашей сфере будет всегда. Но менее острым он станет, когда многочисленные университеты культуры наконец­то обратят внимание на то, как сильно изменилась культура проведения праздников (будь то городские или частные), и начнут готовить преподавателей так, чтобы они могли обучать своих студентов в соответствии с запросами рынка.

«СУПер»: Вы не стали ждать, пока вузы обратят на это внимание, и создали школу event-менеджеров. Это потребность в учениках или вы растите конкурентов?

СЕРГЕЙ КНЯЗЕВЪ: Конкурентов себе точно не хотелось бы. Но понимаю, что это неизбежно. Когда я открывал школу, чтобы решить свой кадровый вопрос, не предполагал, что будет столько желающих. Объективно всех выпускников я трудоустроить не могу, поэтому люди уходят к конкурентам. То, что я укрепляю конкурентов кадрами, — выравнивание рынка, в некотором смысле. Если в 50 из 150 агентств люди работают по одному стилю, мыслят примерно одинаково, предлагают одинаковые формы взаимоотношений с клиентами, рынок будет подтягиваться по интеллектуальному и профессиональному уровню.

«СУПер»: Кому вы доверили преподавание?

СЕРГЕЙ КНЯЗЕВЪ: Прежде всего собственным менеджерам, которые возглавляют отделы в моем агентстве и имеют опыт работы, как минимум, полтора года. Например, директор арт­отдела читает курс, связанный с его деятельностью. Приглашаю топ­менеджеров конкурирующих компаний, главного редактора журнала «Праздник» Игоря Увенчикова1. Я же несу ответственность перед студентами, поэтому приглашаю тех людей, которые действительно могут дать то нужное и полезное, чем впоследствии наши выпускники будут пользоваться. На себя беру 50–70 % всего материала. Таким образом, подавляющее количество учебных часов дается мною.

«СУПер»: В чем вы особенно сильны?

СЕРГЕЙ КНЯЗЕВЪ: В креативной части — это создание проектов, написание сценариев и режиссура. Давно меня просят открыть курс ведущего, потому что большинство проектов, программ я веду сам. Но пока это в планах.

«СУПер»: Выпускники школы смогут закрыть дефицит ивентов?

СЕРГЕЙ КНЯЗЕВЪ: Я надеюсь, что да. За год существования школы мои менеджеры не раз сталкивались в тендерах с выпускниками школы, почувствовали, как изменилась подача материала, манера изложения, подход в креативе. Почувствовалось и то, что самим клиентам стали выставлять определенные требования. Я сторонник того, что не только мы за все отвечаем. Если клиент не дал денег на шатры и пошел дождь…

«СУПер»: А дефицит идей?

СЕРГЕЙ КНЯЗЕВЪ: До появления школы большая часть агентств работала на заимствованных идеях и сценариях. Это означало, что родившаяся где­то интересная идея быстро тиражировалась. С появлением школы, к счастью, идей свежих и новых стало больше.

«СУПер»: Есть ли у event-компаний интерес к разработке корпоративных программ, связанных, например, с управлением персоналом? Складывается впечатление, что кроме тимбилдинга ивенторы не делают ничего.

СЕРГЕЙ КНЯЗЕВЪ: Я не соглашусь. Могу вам совершенно определенно сказать, что в Москве немало компаний, которые решают задачи по более тонким настройкам, чем сплочение команды. Мотивация, вплоть до отдельных категорий сотрудников.

«СУПер»: Можно пример?

СЕРГЕЙ КНЯЗЕВЪ: Представьте себе компанию, где в бухгалтерии несколько десятков бухгалтеров. Люди сдавали годовой отчет, не спали ночами, порой не имели времени перекусить. И вот после успешной сдачи отчета проводится поощрительное мероприятие, да такое!.. Делается это для того, чтобы сотрудники охотно приходили на рабочее место, понимая, что компания видит и ценит их непростую работу.

В последнее время нам очень часто ставятся такие задачи. Конечно же, ивенторы создают немало интересных проектов, в том числе в той сфере, где сроду ничего не праздновали. Например, день строителя празднуется не так кулуарно, как день медика. Сейчас ситуация меняется, и ивенторы сами стали приходить в компании с предложением отметить отраслевые праздники. Я бы сказал, что нас неизбежно ждет разделение рынка по отраслям, где работают наши заказчики. Отраслевая привязанность агентств приведет к узкой специализации и высочайшему профессиональному уровню.

«СУПер»: Значит, взаимодействие event-менеджера и HR-менеджера будет интенсивнее?

СЕРГЕЙ КНЯЗЕВЪ: Это уже происходит, компании обращаются к ивенторам за программами по работе с персоналом. Вот вам пример. Если несколько лет назад летних мотивационных программ без повода и отраслевого праздника было крайне мало, то сейчас, как только наступает шашлычное время, очень популярны выезды для коллектива «пикник плюс программа».

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 9 (68), сентябрь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.