№ 9, сентябрь 2006

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Новое в порядке ведения трудовых книжек работников

Рубрика «Официально»

И.М. Чистякова, начальник юридического управления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Трудовая книжка на сегодняшний день остается основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работников.

По записям в трудовой книжке устанавливается общий, непрерывный и специальный трудовой стаж, с которым законы, иные нормативные правовые акты и трудовой договор связывают возможность реализации тех или иных прав и предоставление определенных льгот и преимуществ.

В связи с введением с 1 января 2003 г. в Республике Беларусь индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного пенсионного страхования трудовой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, должен устанавливаться на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Порядок ведения и хранения трудовых книжек в настоящее время регламентируется:

постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1997 г. № 1635 «О трудовых книжках работников» с последующими изменениями и дополнениями;

Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 9 марта 1998 г. № 30, с последующими изменениями и дополнениями (далее — Инструкция).

Записи в трудовой книжке позволяют нанимателю получить официально заверенную информацию о трудовой функции, которую может выполнять работник (профессия, специальность, должность, квалификация), об опыте работы. Как правило, именно эти сведения являются определяющими при достижении договоренности о заключении трудового договора.

Заполнение трудовой книжки в строгом соответствии с Инструкцией обеспечивает реализацию трудовых прав работника как при установлении, так и при наличии трудовых отношений, гарантирует отсутствие в будущем проблем при назначении пенсии.

Внесение изменений и дополнений в Инструкцию вызвано необходимо­стью урегулирования спорных ситуаций, возникающих в процессе деятельности кадровых служб государственных органов и иных организаций независимо от форм собственности, индивидуальных предпринимателей при ведении трудовых книжек работников.

При подготовке изменений и дополнений был обобщен практический опыт разрешения проблемных вопросов при ведении трудовых книжек работников, накопленный кадровыми службами вышеназванных органов и организаций, а также изучена правоприменительная практика.

Безусловно, все поступившие предложения учесть не удалось как по объективным, так и субъективным причинам. Надеемся, что с течением времени мы сможем вернуться к вопросам, которые не нашли отражения в комментируемом нормативном правовом акте.

Рассмотрим п. 5 Инструкции, дополненный записью о том, что на лиц, с которыми заключены гражданско­-правовые договоры, трудовые книжки не заполняются. В случае если у лица, заключившего гражданско-­правовой договор, имеется трудовая книжка, записи в нее о работе по гражданско­-правовым договорам не вносятся. Указанное дополнение п. 5 Инструкции обусловлено следующим.

Отсутствие четкого понимания различий между гражданско­-правовым и трудовым договорами вызывает массу вопросов, обусловленных желанием лиц, заключивших гражданско-­правовой договор, иметь в трудовой книжке запись о периоде выполнения работы по данному договору.

Лица, заключившие гражданско-­правовой договор, не являются работниками, не состоят в трудовых отношениях, обязательства, возникающие на основе таких договоров, не подпадают под действие Трудового кодекса Республики Беларусь.

Периоды выполнения работ по гражданско­-правовым договорам подтверждаются не записью в трудовой книжке, а справкой о периоде уплаты страховых взносов и сумме вознаграждения (дохода), из которой эти взносы уплачены. После
1 января 2003 г. (дата введения в Республике Беларусь индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного социального страхования) периоды работы по трудовому договору и выполнения обязательств по гражданско-­правовому договору подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета, выдаваемой районными (городскими) отделами Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Пункт 6 Инструкции дополнен нормой о том, что для внесения в трудовую книжку сведений о работе по совместительству (по желанию работника) работник должен представить по месту основной работы документ (копию приказа), подтверждающий факт заключения трудового договора о работе по совместительству. 

Разнообразие организационно-­правовых форм организаций потребовало внесения изменений в п. 10, 18, 58 Инструкции, в которых из словосочетания «гербовая печать нанимателя» исключено слово «гербовая». Однако это не означает, что сведения о работнике могут заверяться печатями структурных подразделений (например, отдела кадров).

На протяжении нескольких лет в прессе ведется полемика о необходимости внесения в трудовую книжку записей о заключении и продлении срока действия контракта. Согласно п. 14 Инструкции в трудовую книжку в обязательном порядке вносятся записи о датах приема на работу, переводах на другую постоянную работу, увольнениях, награждениях, поощрениях, подготовке и переподготовке, назначении пенсии. До настоящего времени Инструкция не содержала указаний о необходимости внесения сведений о заключении контракта, что в определенной степени, по нашему мнению, является оправданным.

Однако отсутствие записи о заключении контракта при переводе работника с договора, заключенного на неопределенный срок, на контракт образует пробел между записью о приеме на работу без указания срока действия трудового договора и увольнением по окончании срока действия контракта (п. 2 ст. 35 ТК).

В то же время наличие или отсутствие записи о продлении срока действия контракта не влечет за собой каких­либо позитивных или негативных последствий для работника. Рекомендации отдельных юристов о необходимости внесения такой записи при широком применении контрактной формы трудовых отношений значительно увеличивали нагрузку на работников кадровых служб, особенно в организациях с большой численностью работающих.

Дополнение п. 11, 14–16 Инструкции об обязанности по внесению в трудовую книжку записи о заключении контракта исключает необходимость внесения записи о продлении срока действия контракта (см. Приложение).

Пункты 12 и 13 Инструкции дополнены обязанностью по внесению в трудовую книжку записи о времени обучения в маги­стратуре. Данные сведения вносятся наряду с записями об иных формах дневного обучения.

В целях приведения терминологии, употребляемой в п. 17 Инструкции в части классификации видов образования, указываемых на титульном листе трудовой книжки, в соответствие с Законом Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. «Об образовании» (в редакции Закона от 19 марта 2002 г.) ч. 3  п. 17 изложена в новой редакции. 

Запись о получении общего базового, общего среднего, профессионально­технического, среднего специального, высшего образования (ранее — среднее, среднее специальное, высшее образование) должна производиться на основании соответствующего документа. Профессия и специальность также указываются на основании соответствующего документа об образовании.

Наименование «органы социального обеспечения» по всему тексту Инструкции заменено наименованием «органы по труду и социальной защите».

Незначительные текстовые изменения внесены в п. 36–39 Инструкции.

В целях определения места вшивания вкладыша в трудовую книжку внесены изменения в п. 42 Инструкции. Чтобы исключить произвольное расположение вкладыша, указанный пункт дополнен ч. 2: «Вкладыш вшивается в трудовую книжку между последним листом и правой обложкой книжки».

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 9 (68), сентябрь 2006 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.