№ 1, январь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (п. 6 ст. 44 ТК)

Рубрика «Трудовой договор»

В.В. Подгруша, заслуженный юрист Республики Беларусь

В пункте 6 ст. 44 Трудового кодекса Республики Беларусь в качестве  обстоятельств, не зависящих от воли сторон, по которым трудовой договор подлежит прекращению, указаны:
  •          смерть работника;
  •          признание судом работника умершим;
  •          признание судом работника безвестно отсутствующим.

ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА В СЛУЧАЕ СМЕРТИ РАБОТНИКА

Смерть гражданина, являющаяся актом гражданского состояния, подлежит обязательной государственной регистрации. Регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния (далее — органы загса). Органы загса  вносят соответствующие записи в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдают гражданам свидетельства на основании этих записей (п. 2 ст. 43 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

Регистрация актов гражданского состояния в городах производится отделами записи актов гражданского состояния, Домами (Дворцами) гражданских обрядов городских исполнительных комитетов. А в поселках городского типа и сельских населенных пунктах — соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. Регистрация актов гражданского состояния относительно граждан Республики Беларусь за ее пределами осуществляется дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Республики Беларусь (ст. 194 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье).

Регистрация смерти производится государственным органом, регистрирующим акты гражданского состояния, по месту, где проживал умерший, или по месту наступления смерти, или по месту захоронения умершего на основании медицинского свидетельства о смерти по заявлению о регистрации смерти (ст. 219 КоБС). Заявление о регистрации смерти может быть сделано родственниками умершего, его соседями, работниками жилищно­эксплуатационных организаций, администрацией учреждения, в котором последовала смерть, а также другими лицами (ст. 220 КоБС). Таким образом, перечень лиц, приведенных в ст. 220 КоБС, является открытым. Заявление о регистрации смерти работника в некоторых случаях может быть сделано нанимателем. Такое заявление должно быть сделано не позднее семи дней с момента наступления смерти или обнаружения умершего (ст. 221 КоБС). После регистрации смерти родственникам умершего (в определенных случаях — иным лицам, указанным в ст. 220 КоБС) выдается свидетельство о смерти.

Смерть гражданина в определенное время и при определенных обстоятельствах может быть установлена судом в соответствии со ст. 364 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь в случае письменного отказа органов загса в регистрации смерти. Отказать в регистрации смерти орган загса может, например, по причине отсутствия медицинского заключения о смерти, которое, в свою очередь, не может быть выдано из-­за отсутствия тела умершего (гражданин погиб в результате кораблекрушения, что подтверждается свидетельскими показаниями, но тело погибшего не было обнаружено). В решении суда по такому делу указывается, чья смерть установлена, когда она наступила и при каких обстоятельствах. В соответствии с ч. 2 ст. 367 ГПК указание в решении суда на цель установления факта смерти, подлежащего регистрации, не препятствует использованию решения во всех других случаях, когда с данным фактом связывается возникновение, изменение или прекращение прав, в том числе и в трудовых отношениях.

В юридической литературе утверждается, что если родные или близкие родственники умершего работника по каким­либо причинам не предъявили нанимателю свидетельство о смерти работника, то наниматель вправе в таком случае истребовать выписку из актовой книги о регистрации смерти гражданина.

Свидетельство о смерти, равно как и решение суда об установлении факта смерти, а также истребованная нанимателем из органа загса справка о смерти работника являются основанием для издания приказа (распоряжения) о прекращении с ним трудового договора. При этом следует иметь в виду, что приказ (распоряжение) должен быть издан именно о прекращении трудового договора по п. 6 ст. 44 ТК, а не об исключении умершего работника из списочного состава, что нередко имеет место на практике.

Образец приказа о прекращении трудового договора по п. 6 ст. 44 ТК в связи со смертью работника и формулировку записи в трудовой книжке см. в Приложениях 1 и 2.

ПРОБЛЕМЫ БЕЗВЕСТНОГО ОТСУТСТВИЯ

Безвестное отсутствие гражданина представляет собой нередкое явление в нашей жизни. Касаясь, казалось бы, судьбы одного пропавшего гражданина, оно вместе с тем порождает ряд проблем правового характера. От их разрешения зависит судьба многих отношений практически во всех сферах жизни: брачно­-семейных, гражданских, трудовых, социальных, пенсионных и других, участником которых выступал пропавший гражданин. Например, если такой гражданин был должником, то кредиторы не имеют возможности потребовать уплаты долга; если на содержании пропавшего без вести были нетрудоспособные иждивенцы, они остаются без необходимых средств к существованию.

В случае безвестного отсутствия работника ряд проблемных вопросов возникает у нанимателя: как минимизировать негативные последствия и организовать работу, если пропавший работник решал важнейшие производственные задачи? Можно ли прекратить с безвестно  отсутствующим трудовые отношения? Если да, то по истечении какого срока и по каким основаниям?

Устранить неопределенность в правовых отношениях, участником которых является пропавший гражданин, а также минимизировать отрицательные последствия безвестного отсутствия такого лица  можно посредством специальных правовых процедур, именуемых в гражданском праве институтом безвестного отсутствия.

Общепризнанно, что роль и значение института безвестного отсутствия многократно возрастают в периоды социальных неурядиц, в экстремальных ситуациях. Однако нельзя сбрасывать со счетов и другие, в том числе житейские, ситуации, особенно проявившие себя в последнее время: выезды на лечение, отдых, учебу за границу, миграцию отдельных групп населения в целях решения вопросов трудоустройства, когда отдельные граждане на законных основаниях оставляют свое постоянное место жительства, но не возвращаются обратно, а какие­либо сведения о их новом местопребывании и о них самих отсутствуют.

Институт безвестного отсутствия включает в себя правила, касающиеся как признания гражданина безвестно отсутствующим, так и объявления его умершим.

ОБЪЯВЛЕНИЕ РАБОТНИКА УМЕРШИМ

Прежде всего обращают на себя внимание определенные расхождения в терминологии ст. 44 ТК и соответствующих статей Гражданского кодекса и Гражданского процессуального кодекса в части, касающейся объявления гражданина умершим.

Трудовой кодекс формально не разделяет употребление термина «признание» в зависимости от правового состояния, тогда как Гражданский кодекс употребляет данный термин только в словосочетании «признание гражданина безвестно отсутствующим». Юридическая смерть гражданина определяется посредством формулировки «объявление гражданина умершим».

В этой связи на практике возникает вопрос, какой термин следует использовать при оформлении соответствующего приказа (распоряжения), а также записи в трудовой книжке? Представляется, поскольку институт безвестного отсутствия является гражданско-­правовым институтом, то нормы Гражданского кодекса имеют в данном случае определяющее значение. Такой вывод основывается и на положениях п. 2 ст. 3 ГК, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу. В случае расхождения указанных актов с Гражданским кодексом действует Гражданский кодекс. Следовательно, представляется правомерным, если в приказе (распоряжении) о прекращении трудового договора по п. 6 ст. 44 ТК и в записи в трудовой книжке будет употребляться общепринятая в гражданском праве терминология — объявление гражданина умершим».

Согласно п. 1 ст. 41 ГК гражданин может быть объявлен судом умершим, если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев.

Объявление гражданина умершим производится в порядке, предусмотренном ст. 368–372 ГПК.

Заявление об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства заявителя (месту нахождения органа юридического лица в случае обращения в суд организации). Производство об объявлении гражданина умершим возбуждается по заявлению заинтересованных лиц, в числе которых может выступать и наниматель.

В заявлении в суд об объявлении работника умершим должно быть указано, для какой цели необходимо объявить гражданина умершим, а также изложены обстоятельства, дающие основания предполагать смерть гражданина. Если заявление готовится нанимателем,  то помимо целей такого объявления в нем должны быть приведены данные о том, какие последние сведения имеются об отсутствующем по месту работы, какие предпринимались меры для установления места нахождения отсутствующего.

Указанные материалы могут быть подготовлены на основании данных учета явок на работу и ухода с нее (организация которого в силу предписаний ст. 133 ТК является обязанностью нанимателя), контрольных проверок, объяснений работников, отвечающих за организацию труда на рабочем месте пропавшего работника, и т.п. Подготовка этих материалов относится к функциональным обязанностям кадровой службы (работников, на которых приказом (распоряжением) нанимателя возложено выполнение таких обязанностей). Однако это не снимает ответственности за надлежащее оформление заявления о признании работника безвестно отсутствующим и прилагаемых к нему материалов и с юридической службы нанимателя. Заявление в суд должно быть подписано уполномоченным должностным лицом нанимателя — руководителем (его заместителем), которому законодательством или нанимателем предоставлено такое право. Представлять интересы нанимателя в суде вправе любой его работник на основании выданной доверенности либо адвокат, уполномоченный на ведение дела в суде.

Суд приступает к производству по делу об объявлении гражданина умершим только по истечении сроков, установленных Гражданским кодексом.

На практике возникает вопрос, можно ли на период безвестного отсутствия работника до вынесения судом решения об объявлении его умершим (признании безвестно отсутствующим) принять на работу другого работника либо уволить безвестно отсутствующего работника, не дожидаясь соответствующего решения суда?

В соответствии со ст. 17 ТК трудовой договор может быть заключен на время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с Трудовым кодексом сохраняется место работы. Из положений п. 6 ст. 44 ТК следует, что до вступления в законную силу соответствующего решения суда безвестно отсутствующий гражданин продолжает формально состоять в трудовых отношениях. В этой связи вполне допустима аналогия закона, когда на время отсутствия работника для выполнения его обязанностей может быть принят другой работник.

Кроме того, не исключается и ситуация, когда безвестно отсутствующий работник увольняется за прогул по причине отсутствия на работе без уважительных причин.
В таком случае при последующем принятии судом решения о признании уволенного работника безвестно отсутствующим либо объявления его умершим формулировки приказа и записи в трудовой книжке в случае обращения заинтересованных лиц должны быть изменены с указанием нового основания увольнения  — п. 6 ст. 44 ТК.

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (72), январь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.