№ 10, октябрь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Форматы взаимодействия членов HR-клубов

Рубрика «Секреты управления персоналом»

Юрий СОРОКИН, помощник руководителя организации по обучению персонала УП «Стальное Дело», заместитель директора по персоналу группы компаний «Эйлат».

Позиционирование HR-клубов далеко неоднозначно. Они могут анонсировать себя как обучающие центры; центры профессиональной переподготовки специалистов; сообщества, основная цель которых —  собирать разноуровневых специалистов за чашкой чая; некий «дисконт-центр», который регулярно посещают именитые докладчики. Члены клуба  имеют скидку на посещение семинаров и мастер-классов, приорганизационный рынок талантов, на котором наиболее зарекомендовавшие себя участники получают возможность трудоустроиться в организации патронирующей HR-клуб. В этом заключается главное отличие членов от не членов клуба. В зависимости от целевой группы будут дифференцироваться и форматы взаимодействия участников, обменивающихся либо получающих знания в рамках данного проекта.

Но каким должен быть уровень участников, чтобы их объединение имело полное право называться клубом, и что такое клуб вообще? Приведем расшифровку данного термина из современной энциклопедии: «Клуб —  общественная организация, объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными, досуговыми и другими интересами».

Ключевым словом, следующим из определения, по нашему мнению, будет слово «интересы». В клубе превалируют профессиональные интересы. Исходя из этого, приглашать на заседания клуба «начинающих» кажется бессмысленным, т.к. клуб — это не учебное заведение, и взаимодействие участников, происходящее в нем, редко останавливается на простой трансляции знания от лектора к ученику.

Целью данной статьи является описание нескольких форматов взаимодействия участников, которые осуществляются в достаточно больших группах и служат как для обмена профессиональным опытом, так и для создания качественно новых продуктов в профессиональной сфере.

Балинтовская группа

Этот метод групповой тренинговой исследовательской работы получил название по имени своего создателя — Майкла Балинта, проводившего с 1949 г. в клинике Тависток (Лондон) дискуссионные групповые семинары с практикующими врачами и психиатрами.

В группу входят 6–15 человек (оптимально 8–10). Группа может объединять людей с различным стажем работы (оптимальный стаж — более 3-х лет). Основным принципом формирования группы является добровольность объединения профессионалов, готовых к пересмотру стереотипов в своей работе и заинтересованных в коллегиальной взаимопомощи. Работа в группе может осуществляться в течение 2–3 лет.

Предметом анализа в группе являются обсуждения случаев из практики ее членов. Это могут быть трудные или неудачные эпизоды из прошлого. Каждое занятие посвящается конкретному случаю, о котором докладывает участник группы. Рассказ строится в свободной форме — говорящего не ограничивают во времени и не перебивают. Для Балинтовской группы нет необходимости в подготовке доклада, в восстановлении в памяти и документировании эпизода накануне. Более продуктивны спонтанные рассказы, т.к. анализ забытых важных деталей часто дает ценную информацию для выявления «слепых пятен».

«Опыт работы с отечественными специалистами подсказал авторам вариант Балинтовской группы со структурированными этапами. В частности, на следующем после доклада этапе всем участникам по кругу предлагается задать уточняющие вопросы. Ведущий следит за тем, чтобы вопросы не подменялись советами, перерастающими в групповую дискуссию. Нередко уже на этом этапе докладчик отмечает, что вопросы, поставленные членами группы, оказываются более существенными, чем его собственные, для прояснения описанной им ситуации. Такие вопросы могут выноситься на групповое обсуждение наряду с его собственными. На следующем этапе всем участникам группы по кругу предлагается дать свои ответы на все поставленные задачи. В отличие от «права» задавать вопросы рассказчику на предыдущем этапе, ответы на его вопросы являются «обязанностью» всех членов группы. Каждый из ответов или суждений участников расширяет видение ситуации, стимулирует самопознание».

Обсуждение случая в Балинтовской группе ведется в рамках запроса, без углубления в личность рассказчика, без оценок, советов и поиска «единственного правильного решения», то есть, избегается все то, что может быть воспринято как агрессия и вызвать срабатывание психологической защиты.

Open Space (Открытое Пространство)

 Термин и метод связаны с именем Гаррисона Оуэна, впервые проведшего встречу в подобном формате в 1986 г. Данная методика применима на семинарах, конференциях, т.е. подходит для большого количества человек. Уникальность метода в том, что за минимум времени можно обсудить большое количество вопросов.

Группа может насчитывать от 15 до 5000 человек. Количество ведущих  —  от 1 до 5 человек, в зависимости от общего количества участников.

Регламент Открытого Пространства

Тема. Формулировка привлекательной темы является ключевым моментом, т.к. она будет центральным механизмом для концентрации дискуссии и вдохновения участников.

Пространство. Исходная расстановка — это круг. Центр круга должен быть пустым.

Время. Время, необходимое для проведения встречи, зависит от специфики ожидаемых результатов (обычно от 8 до 72 часов).

Закрытие. Начните с любого места и идите по кругу, позволяя каждому участнику сказать, что для него было значимым в сессии и как он предлагает распорядиться полученными знаниями. Но дайте ясно понять, что говорить вовсе не обязательно. В очень больших группах услышать всех практически невозможно, но можно попросить высказаться двух-трех представителей от каждой группы.

Питание. Каждый питается, когда ему удобно. Перерывы на еду не представлены в расписании работы, нет также и кофе-брейков. Причина здесь очень простая: работа в небольших группах требует много времени.

Принципы и Закон Открытого Пространства

Принцип 1. Кто бы ни пришел, это нужные люди. Что бы ни было сделано, будет сделано ими или никем вообще.

Принцип 2. Что бы ни случилось, это и должно было случиться. Если заменить людей, время, место или тему, тогда произойдет что-нибудь другое.

Принцип 3. Когда бы это ни началось, это правильное время. Когда приходит момент творческого обучения, оно само создает свое собственное время. Сессии OS занимают немало времени — решение задач в OS предполагает множество разных точек зрения для объемного видения проблемы, что является длительным процессом.

Принцип 4. Когда оно кончается, то кончается. Глубокое обучение и творчество имеют свой внутренний цикл жизни. Они могут занять больше или меньше времени, но когда они пришли к завершению, они закончились, и нет смысла муссировать тему.

Закон Открытого Пространства. Каждый индивид имеет две ноги и должен быть готов использовать их. Ответственность за успешный результат в любом Открытом Пространстве принадлежит только одному человеку — каждому участнику. Индивиды могут приносить пользу своим командам и должны это делать. Если приносить пользу своей команде не получается, то участник и только он должен взять на себя ответственность и использовать обе свои ноги, переходя в другое место, где он может сделать что-то полезное. Этот уход не является проявлением враждебности либо негативизма по отношению к своей группе, а происходит только после того, как отдана дань уважения людям, вовлеченным в действие. Покажите словом или жестом, что вам нечего больше предложить, пожелайте им успеха и сделайте что-нибудь полезное в другой группе.

Проведение Oткрытого Пространства

Начало

1. Ведущие объясняют правила и принципы OS.

2. Ведущие задают общую тему обсуждению.

3. Участники дифференцируют тему обсуждения на подтемы, которые, по их мнению, являются первоочередными для обсуждения в рамках заданной ведущими темы.  Эти участники называются созывающими.

4. Подтемы вывешиваются на стене либо закрепляются на флипчате.

Конвергенция

1. Участникам дается время на просмотр всех появившихся в результате дифференцирования подтем (10–15 минут). Участники должны выбрать определенное количество тем, наиболее важных для них.

2. Далее участники должны оценить выбранные темы, проранжировав их по степени актуальности и значимости  от 1 до 10, где 10 — наиболее важная для них проблема.

3. Каждый созывающий ведет подсчет баллов, поставленных его проблеме. Число баллов сообщается ведущему. Ведущий объявляет  темы, набравшие большее количество баллов.

4. Начинается обсуждение топовых тем.

Завершение

1. Все участники по кругу выражают свое мнение о работе Открытого Пространства.

2. Организаторы Open Space помещают на организационный блог результаты работы второй части, с которыми участники могут ознакомиться на персональной страничке в Интернете.

Вышеперечисленные форматы касались очного взаимодействия участников. Но сегодняшняя реальность дает возможность реализоваться проектам, участники которых находятся на больших расстояниях друг от друга. Такие возможности предоставляет Интернет. Этот подход позволяет существенно сократить время отрыва слушателей от основного места работы, узнать максимально свежие новости в своей профессиональной сфере и не потерять в качестве обучения, если оно подразумевается в рамках вашего клуба. В рамках второй части статьи мы расскажем о форматах взаимодействия, опосредованного Интернетом. Данные форматы применимы к взаимодействию в рамках как интернет-клуба, так и любой обучающей программы либо тренинга.

Блог

Блог — это способ периодической организации информации в вебе одним или несколькими вещателями. Там, где есть просто лента, — поток информации, где последняя запись является самой верхней. Где есть возможность интеракции, т.е. возможность оставления комментариев.

Свой блог может вести всякий человек, которому это интересно. Радикально снижается планка входа в интернет-вещание. В ситуации, когда человек ведет свой блог в системе блог-хостинга, ему вообще ничего не надо знать, кроме букв. Если он в состоянии нажать на кнопку «Опубликовать», то он уже публикатор. В этом случае отличие веб-клубов от обычного общения в том, что сетевой коммуникативный ресурс, в данном случае блог, снижает требования  к образованию,  к «чинам»,  к аудитории веб-хостера. Владеть HR-клубом, преподавать, проводить тренинги может абсолютно любой заинтересованный специалист. Специалисту для успешного осуществления своей деятельности не нужны ни «вес» в HR-сообществе, ни знакомства, ни ученая степень. «Вес» блога определяется его интернет-рейтингом. Многие тренерские блоги уже на несколько голов превосходят блоги «специалистов от больших компаний». Тренинг или заседание клуба осуществляется приблизительно следующим образом. На ваш email приходит приглашение от ведущего: «Приступим! Участники тренинга (все желающие) записываются в сообщество infofilter. Длительность тренинга — 7 дней. Каждый день оставляем записи (в режиме friends only)». Вам придется только зарегистрироваться на указанном сообществе и все… Обменивайтесь мнениями online или «скидывая на email». Нередки встречи членов клубов как групповые, так и «по интересам». Учитывая то, что вы работаете в режиме friends only, никто другой кроме членов сообщества к дискуссии не присоединится.

Подкастинг

Подка́стинг — способ публикации медиа-потоков (как правило — звуковых или видеопередач) в Интернете (обычно в формате mp3), позволяющий пользователям подписываться на автоматическое получение новых файлов. Подкастинг — это блог, но записи в таком блоге существуют не только в текстовом формате, но и в виде аудио- и видеозаписей. Подкастом называется либо отдельный звуковой файл, либо регулярно обновляемая серия таких файлов, публикуемых по одному адресу в Интернете.

Целевая аудитория подкастинга — пользователи персональных компьютеров с выходом в Интернет. Для удобного воспроизведения подкастов создано программное обеспечение, регулярно запрашивающее веб-сайт на предмет появления новых записей, которые потом загружаются на компьютер пользователя, а затем, при желании, — в портативный проигрыватель.

Явлению подкастинга соответствует понятие «аудиоблог» с той лишь оговоркой, что под блогом обычно понимается последовательность записей в виде обычных веб-страниц (в формате HTML), а подкаст всегда обеспечивает автоматическую проверку обновлений с помощью формата RSS.

Смотреть и слушать подкасты можно на компьютере или прямо на mp3- плеере, синхронизированном с компьютером.

С точки зрения обучения либо клубного заседания выгода использования подкастинга очевидна: тренер либо организатор клуба оставляет на своем ресурсе подкаст, который описывает, либо задает описание проблеме. Подкаст автоматически скачивается вашим компьютером и остается либо на жестком диске, либо на mp3-плеере (в  случае синхронизации последнего с компьютером). Далее возможно обсуждение проблемы в формате блоггинга, подкаста, на inet-комьюнити-форуме.

Скайпкаст

Скайпкаст — вид голосового общения между группой пользователей (до 150 человек) программы Skype. Не предъявляет высоких требований к пропускной способности канала пользователя, инициировавшего разговор.

Скайпкаст может быть создан любым абонентом, зарегистрированным в сети skype. Организатор скайпкаста автоматически становится модератором и получает право по своему усмотрению включать или выключать микрофоны других участников, а также удалять их. Передача функций модератора неосуществима. Участники могут иметь статус «говорящий», «находящийся в ожидании» или «слушающий». Слышно только тех, кто имеет статус «говорящий».

Скайпкасты организуются с различными целями, среди которых:

  • Обучение участников. В таком случае на всем протяжении скайпкаста говорит только ведущий (ведущие). Монолог  может отчасти направляться сообщениями, поступающими от слушателей в текстовом чате (создается отдельно).
  • Консультирование, тренинг, интервью. Диалог ведущего и участников.

Скайпкаст — один из самых приближенных к реальности форматов очного взаимодействия участников. На данный момент ресурс на территории Беларуси используется большей частью как обычный чат, но примеры «самого ближнего зарубежья» показывают, что он завоевывает себе достаточно большую популярность как инструмент, помогающий организовывать деятельность различных клубов, проводить разноплановые тренинги, обучающие программы —  как корпоративные (под заказ), так и промо (для желающих получить обратную связь от референтной группы виртуального сообщества).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (81), октябрь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.