В связи с уходом главного бухгалтера коммерческой организации в отпуск была написана служебная записка о временном возложении ее обязанностей на заместителя. Следует ли издавать об этом приказ? Устанавливается ли в данном случае заместителю главного бухгалтера дополнительная оплата?
Полагаем, что в служебной записке и в издании приказа о временном возложении обязанностей главного бухгалтера нет необходимости. Должность заместителя главного бухгалтера вводится в основном для того, чтобы выполнять обязанности главного бухгалтера в случае его отсутствия.
Дополнительная оплата заместителю руководителя (в данном случае заместителю главного бухгалтера) в отсутствие соответствующего руководителя, как правило, не производится, если иное не предусмотрено в коллективном договоре (в положении (условиях) об оплате труда работников организации).
Желательно приказом нанимателя утверждать распределение должностных обязанностей (функций) между руководителями юридического лица, структурных подразделений и их заместителями, предусматривая при этом выполнение функций руководителя при его отсутствии заместителем.
Водитель автомобиля коммерческой организации иногда выполняет обязанности экспедитора. Как следует оплачивать его работу? Надо ли вводить вакансию экспедитора в штатное расписание и сообщать о ней в службу занятости?
Очевидно, водитель автомобиля наряду с основной работой, обусловленной трудовым договором, в течение установленной ему продолжительности рабочего времени будет выполнять работу по совмещению, относящуюся к должности «экспедитор по перевозке грузов».
Размер доплаты за выполнение работы по совмещению профессий (должностей) устанавливается нанимателем по соглашению с работником (ст. 67 Трудового кодекса Республики Беларусь). При установлении водителю автомобиля размера доплаты за совмещение должности экспедитора по перевозке грузов могут учитываться объемы грузов, их разновидность, стоимость, количество мест приемки и сдачи грузов во время движения автомобиля по установленному маршруту, иные факторы.
Как правило, источником для производства доплаты за совмещение профессий (должностей), увеличение объема работ, расширение зоны обслуживания является фонд заработной платы по включенной в штатное расписание штатной единице (определенной ее доле). В графе штатного расписания «Примечание» в данном случае делается запись «Вакансия в связи с совмещением» (в службу занятости о такой вакансии не сообщается).
Экономист по ценообразованию II категории со средним специальным образованием заочно закончила вуз. Какой тарифный разряд ей следует присвоить? Сохраняется ли за ней категория?
Экономист по ценообразованию, имеющий высшее образование, тарифицируется по строке 5 приложения 1 к Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123, с последующими изменениями и дополнениями (далее — Инструкция). При тарификации специалистов, в том числе и с высшим уровнем квалификации, учитывается также предусмотренное в приложении 5 к Инструкции распределение организаций по группам ставок руководителей и специалистов (с учетом видов экономической деятельности организации). Если, например, организация отнесена к первой группе по оплате труда, то специалист без категории с высшим уровнем квалификации тарифицируется по 10 тарифному разряду с тарифным коэффициентом 2,48, а со второй квалификационной категорией — по 11 тарифному разряду с тарифным коэффициентом 2,65.
Что касается возможности сохранения за работником ранее присвоенной ему как специалисту со средним уровнем квалификации второй квалификационной категории, то принятие решения по данному вопросу относится к компетенции нанимателя. При этом учитываются квалификационные требования, установленные квалификационной характеристикой должности «специалист по ценообразованию» не только по уровню образования, но и по стажу работы в данной должности, а также сложность выполняемых работ, практический опыт работника, его умение самостоятельно и в полном объеме выполнять обязанности по данной должности, другие факторы.
Принимая соответствующее решение по данному вопросу, наниматель может также воспользоваться п. 13 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 32, с последующими изменениями и дополнениями (далее — Общие положения ЕКСД).
На время болезни директора его должностные обязанности возложили на начальника механизированного отряда с освобождением от занимаемой должности. В приказе указано, что выплата оклада должна производиться согласно штатному расписанию. Правомерно ли это?
Если приказом нанимателя осуществлен временный перевод начальника механизированного отряда на должность директора организации в связи с его временным отсутствием, то в данном случае следует руководствоваться ст. 33 ТК, которой установлен порядок временного перевода в связи с производственной необходимостью и предусмотрены нормы по оплате труда при таком переводе.
Установлено, что при временном переводе в связи с производственной необходимостью, в том числе и для замещения отсутствующего работника, оплата труда производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.
Может ли бухгалтер I категории с высшим экономическим образованием и стажем работы 5 лет занимать должность ведущего бухгалтера при условии, что в штатном расписании такой должности нет?
Трудовой договор — это соглашение между работником и нанимателем, в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по одной или нескольким должностям (профессиям) в соответствии со штатным расписанием (ст. 1 и 19 ТК).
Следовательно, если в штатное расписание организации должность ведущего бухгалтера не включена, то наниматель не имеет права заключать с работником трудовой договор по этой должности. В данном случае при принятии решения о введении в штат организации должности ведущего бухгалтера необходимо, прежде всего, внести соответствующие изменения в штатное расписание организации и ввести в него штатную единицу «ведущий бухгалтер».
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 11 (82), ноябрь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.