Абзацем 4 ст. 2 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее - Закон) предусмотрено, что трудовые отпуска (их части), право на которые у работников возникло, но не было реализовано до вступления в силу данного Закона, предоставляются (компенсируются) полностью или пропорционально отработанному времени до 31 декабря 2008 года в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу данного Закона.
Период с 26.01.2008 по 31.12.2008 можно назвать переходным.
Принципиальное значение имеет выяснение правового основания замены трудового отпуска денежным эквивалентом. На первый взгляд, им должна быть ст. 161 ТК. Речь ведь идет о замене отпуска, право на который у работников возникло, но не было реализовано до вступления в силу Закона. Предполагается также, что работники продолжают трудиться у того же нанимателя. Следовательно, ст. 179 ТК здесь исключается.
Но с 26.01.2008 ст. 161 ТК в ее прежней редакции прекратит свое действие. Обратной силы она не будет иметь потому, что Законом это не предусмотрено. Исключается также применение ст. 161 ТК в ее новой редакции. Иное противоречило бы смыслу и назначению абз. 4 ст. 2 Закона. Абзац 4 ст. 2 Закона регулирует в переходном периоде замену трудового отпуска денежной компенсацией. Поэтому абз. 4 ст. 2 Закона, а не ст. 161 ТК будет выполнять функцию юридического основания данной компенсации.
Между тем в абз. 4 ст. 2 Закона нет никаких ограничений, касающихся компенсации. Следовательно, ни 7, ни 21 календарный день, предусмотренные в ст. 161 ТК в прежней и новой редакции, учитываться не будут. А это означает, что денежная компенсация может выплачиваться за весь трудовой отпуск, нереализованный до 26.01.2008. Считаю, что по договоренности между работником и нанимателем возможно предоставление части трудового отпуска и части денежной компенсации в любой пропорции. Не будут действовать также ограничения компенсации по категориям работников и условиям их труда.
Такое положение, полагаю, принято в абз. 4 ст. 2 Закона для того, чтобы наниматели реализовали задолженности по трудовым отпускам до 31.12.2008 и начали предоставление трудовых отпусков с 01.01.2009 на основании новаций в гл. 12 ТК.
Изложенная правовая позиция, по моему мнению, согласуется со смыслом и назначением абз. 4 ст. 2 Закона. Но независимо от того, совпадет ли она с той, которая будет официально принята, необходимо уже сейчас прогнозировать возможные правовые ситуации, которые могут возникнуть при применении абз. 4 ст. 2 Закона, еще и потому, что в нем, полагаю, не решен ряд частных вопросов.
Так, не определена особенность порядка предоставления в переходном периоде неиспользованных трудовых отпусков, замена их денежной компенсацией; не решено, какая будет продолжительность трудовых отпусков, если она уменьшится или увеличится после вступления в силу Закона; не ясны последствия, если не использованные трудовые отпуска не будут предоставлены либо (и) компенсированы до 31.12.2008, и др.
Моя точка зрения по этим и другим аналогичным вопросам изложена ниже.
СИТУАЦИЯ 1
Рабочий год работника заканчивается 10.01.2008, отпуск переносится на основании ст. 170 ТК на следующий рабочий год и запланирован на июль 2008 г.
Вариант А. Продолжительность трудового отпуска работника до 26.01.2008 - 21 календарный день, после 26.01.2008 - 24 календарных дня.
Вариант Б. Продолжительность трудового отпуска работника до 26.01.2008 - 33 календарных дня (21+12 за ненормированный рабочий день), после 26.01.2008 - 30 календарных дней (24+6 за ненормированный рабочий день).
Дополнительный отпуск за работу по контракту не учтен, поскольку его продолжительность не меняется.
Как будет определяться продолжительность отпуска и возможность его замены денежной компенсацией?
То, что трудовой отпуск предоставляется после вступления Закона в силу, юридического значения не имеет, поскольку в рассматриваемой ситуации имеются все условия, необходимые для применения абз. 4 ст. 2 Закона, а именно - право на отпуск у работника возникло, но отпуск не был реализован до 26.01.2008.
В данном случае возможны следующие способы реализации права на трудовой отпуск:
предоставление его полностью в согласованный между работником и нанимателем срок в соответствии с законодательством, действовавшим до 26.01.2008, т.е. продолжительностью в варианте А - 21, а в варианте Б - 33 календарных дня;
замена по соглашению сторон всего отпуска денежной компенсацией;
предоставление по соглашению сторон части отпуска и замена другой его части денежной компенсацией. Размеры этих частей определяются также соглашением сторон.
В варианте А у работника нет юридических оснований претендовать на отпуск продолжительностью 24 календарных дня, т.к. весь прошедший рабочий год отработан в период, когда действующее законодательство предусматривало минимальный трудовой отпуск продолжительностью 21 календарный день. По этой же причине исключается пропорциональное предоставление части отпуска за период до 26.01.2008 и части, начиная с этой даты до предоставления или компенсации отпуска.
Исчисление рабочего года в вариантах А и Б остается без изменения, а отпуск или денежная компенсация предоставляются за прошлый, а не текущий рабочий год.
СИТУАЦИЯ 2
Рабочий год исчисляется с 10.02.2007 по 09.02.2008. За этот рабочий год отпуск использован в сентябре 2007 г. На следующий рабочий год отпуск запланирован на январь 2009 г.
Применим ли в данной ситуации абз. 4 ст. 2 Закона?
Поскольку отпуск предоставляется за рабочий год, начавшийся после 26.01.2008, к трудовому отпуску за этот рабочий год абз. 4 не имеет отношения. Он предназначен для трудовых отпусков (и их частей), право на которые у работников не реализовано до 26.01.2008. В данной же ситуации отпуск предоставляется за рабочий год, право на отпуск за который возникло после 26.01.2008.
Этот отпуск будут регулировать, а также определять его продолжительность, право на основной и дополнительный отпуска, их продолжительность Трудовой кодекс (ст. 154-155, 157-162 в новой редакции), законодательство, принятое в соответствии с изменениями в ТК, а также локальные нормативные правовые акты.
Рабочий год остается прежним. Считаю, что, поскольку абз. 4 ст. 2 Закона в приведенной ситуации неприменим, нет необходимости реализовать трудовой отпуск обязательно до 31.12.2008.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (83), декабрь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.