№ 3, март 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Прекращение трудового договора в связи с призывом работника на воинскую службу

Рубрика «Трудовое законодательство»

В.В. Подгруша, заслуженный юрист Республики Беларусь

К обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, по которым прекращается трудовой договор, относится призыв работника на воинскую службу (п. 1 ст. 44 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Следует обратить внимание на формулировку нормативного предписания ст. 44 ТК: «трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон…».

Такая формулировка не оставляет нанимателю права выбора, поскольку трудовой договор подлежит прекращению независимо от желания сторон, даже если оно совпадает.

Защита Республики Беларусь является не только конституционной обязанностью, но и священным долгом гражданина Республики Беларусь (ст. 57 Конституции Республики Беларусь).

Статьей 5 Закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. «О воинской обязанности и воинской службе» (в редакции Закона от 22 июля 2003 г.) (далее — Закон) установлен приоритет воинской службы перед другими видами государственной службы и трудовой деятельностью, который выражается в прекращении гражданами работы, учебы и иной деятельности при призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на службу в резерве, на сборы, а также в повышенном уровне социальной защищенности граждан, проходящих военную службу, службу в резерве.

Рассмотрим подробнее вопросы, возникающие при прекращении работниками работы в связи с призывом на военную службу или добровольным поступлением на воинскую службу, а также особенностями сохранения трудовых отношений при призыве на службу в резерве или на сборы.

Изначально в Законе от 5 ноября 1992 г. «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» термин «воинская служба» отсутствовал. Налицо была несогласованность терминологии, используемой в Трудовом кодексе, с терминологией специального закона, на что обращали внимание отдельные авторы[1]. 22 июля 2003 г. Закон был изложен в новой редакции и в общем плане указанная несогласованность  была устранена.

Тем не менее применительно к ст. 44 ТК правомернее вести речь не о воинской, а о военной службе, поскольку только призыв или поступление на военную службу влекут за собой прекращение трудовых отношений. Данный вывод подтверждается и определениями соответствующих терминов и понятий, изложенных в ст. 1 Закона, а также приведенной выше нормой ст. 5 Закона.

Закон различает воинскую службу как особый вид государственной службы и военную службу как основной вид воинской службы.

Воинская служба означает прохождение военной службы или службы в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь, военных или специальных сборов в период состояния в запасе Вооруженных Сил Республики Беларусь или других войск и воинских формирований Республики Беларусь.

Военная служба заключается в непосредственном исполнении гражданами воинской обязанности (конституционного долга по защите Республики Беларусь) в составе Вооруженных Сил и других воинских формирований. Военная служба в свою очередь подразделяется на военную службу по призыву и военную службу по контракту.

Под военной службой по призыву в рамках Закона понимается обязательная военная служба граждан мужского пола, признанных в установленном порядке годными к ее прохождению (различают срочную военную службу и военную службу офицеров по призыву).

Военная служба по контракту — военная служба граждан, которую они в целях исполнения конституционного долга по защите Республики Беларусь добровольно обязуются проходить в соответствии с законодательством Республики Беларусь на условиях заключенного контракта.

Служба в резерве — вид воинской службы, заключающийся в обязательном исполнении гражданами, подлежащими призыву на срочную военную службу, воинской обязанности путем прохождения службы в воинских частях или иных организациях Министерства обороны Республики Беларусь на занятиях и учебных сборах в целях получения военно-учетной специальности без прекращения трудовой деятельности.

Призыву на военную службу, службу в резерве подлежат:

  •         на срочную военную службу, службу в резерве — граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не состоящие в запасе;
  •         на военную службу офицеров по призыву — граждане мужского пола в возрасте до 27 лет, прошедшие обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах или факультетах гражданских учреждений, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, сдавшие государственные выпускные экзамены и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.

На военную службу, службу в резерве не призываются граждане, которые в соответствии с Законом освобождены от призыва на военную службу либо имеют право на отсрочку от призыва (ст. 30 Закона).

Граждане, соответствующие требованиям, установленным Законом, могут добровольно поступать на военную службу по контракту (ст. 40 Закона).

В соответствии с ч. 2 ст. 40 Закона контракт о прохождении военной службы заключается гражданином с Министерством обороны Республики Беларусь или иным государственным органом, в котором предусмотрена военная служба.

Согласно ст. 42 Закона контракт о прохождении военной службы может заключаться с:

  • военнослужащими, проходящими срочную военную службу и прослужившими не менее 6 месяцев;
  • военнослужащими, призванными на военную службу офицеров по призыву, после 2 лет прохождения ими военной службы;
  • гражданами женского пола, не состоящими в запасе и достигшими 19-летнего возраста;
  • военнослужащими, у которых заканчивается срок предыдущего контракта о прохождении военной службы;
  • другими гражданами на основании указов Президента Республики Беларусь.

Призыв на срочную военную службу, службу в резерве, офицеров из запаса в соответствии со ст. 33 Закона проводится в сроки, устанавливаемые Президентом Республики Беларусь.

Согласно ст. 43 Закона в военные учебные заведения[2] имеют право поступать и на конкурсной основе могут быть приняты:

  • граждане в возрасте от 17 до 21 года, в том числе те, которые достигнут 17-летнего возраста или достигли 21-летнего возраста в год поступления на учебу;
  • граждане, прошедшие или проходящие срочную военную службу, службу в резерве, прошедшие военную службу по контракту, — не старше 23 лет;
  • военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, — в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

По мнению В.И. Кривого, по п. 1 ст. 44 ТК могут быть уволены только лица, которые призываются на службу. Такое увольнение должно производиться только на основании документа (в частности, повестки военкомата), в котором извещается о призыве работника на военную службу [3]. По утверждению В.И. Кривого, граждане, желающие добровольно поступить на военную службу по контракту в соответствии со ст. 3 и 18 Закона от 15 ноября 1992 г. (имеются в виду статьи Закона в его первоначальной редакции. — В.П.), а также поступающие в военные учебные заведения должны увольняться с работы на общих основаниях с другими работниками (например, по собственному желанию (ст. 40 ТК))[4]. Приведенный вывод В.И. Кривого основывается на буквальном толковании нормы п. 1 ст. 44 ТК.

К.И. Кеник, напротив, на основе анализа ст. 44, 294, 295, 301, 302 ТК считает, что по п. 1 ст. 44 ТК подлежат увольнению как работники, призываемые на срочную военную службу, так и работники, добровольно поступающие на военную службу на основании контракта, а также поступившие в военные учебные заведения[5].

Представляется, что возможность двух позиций о круге лиц, подпадающих под действие п. 1 ст. 44 ТК, предопределена недостаточно корректным подходом законодателя к соответствующим нормативным формулировкам.

Действительно, если бы Трудовой кодекс не определял другие случаи увольнений отдельных категорий работников, отсылая при решении определенных вопросов к п. 1 ст. 44 ТК, буквальное толкование было бы оправданным.

Вместе с тем, на что обратила внимание К.И. Кеник, в ст. 294 и 301 ТК предусмотрена возможность увольнения временных и сезонных работников по ст. 44 ТК. В ст. 295 и 302 ТК законодатель, определяя размер выходного пособия, указал, что в случаях увольнения временных и сезонных работников в связи с призывом или поступлением на военную службу выходное пособие выплачивается в размере 2-недельного среднего заработка.

Оправданной в данном случае была бы ссылка и на ст. 340 ТК,  в ч. 1 которой прямо предусмотрено, что работникам, призванным или принятым на воинскую службу (выделено мной. — В.П.), выплачивается выходное пособие в размере, установленном ст. 48 ТК.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 ТК при прекращении трудового договора по п. 1 ст. 44 ТК работникам выплачивается выходное пособие в размере не менее 2-недельного среднего заработка.

В таком случае нелогично стоять на позиции буквального толкования и отказывать работнику, поступающему на военную службу, но не являющемуся временным или сезонным работником, в выплате выходного пособия, поскольку в данном случае невозможно увольнение  по п. 1 ст. 44 ТК.

В связи с изложенным позицию К.И. Кеник следует признать более приемлемой и правильной исходя как из логической обоснованности, так и принципов трудового законодательства, основанных на приоритете норм трудового законодательства, содержащих более льготные условия для работников (ч. 4 ст. 7 ТК). Тем более что в настоящее время изложенная позиция основывается уже не на предположениях, а на достаточно четко и однозначно понимаемой норме ст. 5 Закона о приоритете воинской службы перед всеми другими видами трудовой деятельности. Приведенное предписание исключает возможность использования на практике двух подходов, когда  одни категории работников в связи с призывом на военную службу подлежали бы увольнению по п. 1 ст. 44 ТК  по упрощенной процедуре (без предупреждения, согласования срока и необходимой отработки), тогда как другие в связи с добровольным поступлением на военную службу — по другим основаниям, в частности, по ст. 37 ТК (соглашение сторон) либо ст. 40 ТК (по желанию работника) с соблюдением предусмотренных при этом установленных процедур увольнения (достижение договоренности с нанимателем о прекращении трудового договора и определение срока — в первом случае, письменное предупреждение — во втором случае).

Поэтому по п. 1 ст. 44 ТК трудовой договор прекращается и с работниками, призываемыми на срочную военную службу, и с работниками, добровольно поступившими на военную службу на основании контракта, а также поступившими в военные учебные заведения. 

При прекращении трудового договора по п. 1 ст. 44 ТК работник вместе с заявлением обязан представить либо повестку военкомата, либо копию заключенного контракта о службе в Вооруженных Силах Республики Беларусь, либо справку-сообщение о зачислении в военное учебное заведение.


[1] См., например: Кривой В.И. Трудовой кодекс Республики Беларусь. Постатейный комментарий. Кн. II. Гл. 4-5 / Технопринт. Мн., 2000. С. 85.

[2] Под военными учебными заведениями понимаются учреждения образования, осуществляющие подготовку кадров по специальностям военного профиля с высшим или средним специальным образованием по соответствующим программам для Вооруженных Сил и других воинских формирований. К военным учебным заведениям относятся высшие и средние военные училища (колледжи), военные институты, военные университеты, военные академии, а также военные факультеты при (в) гражданских учреждениях, обеспечивающих получение высшего образования.

[3] См.: Кривой В.И. Указ. изд.  С. 85.

[4] Там же.

[5] См.: Кеник К.И. Увольнение по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон / ЭБД «КонсультантПлюс» (Беларусь). Раздел «Законодательство».

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 3 (74), март 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.