В настоящей статье обращается внимание на особенности прекращения трудовых отношений с руководителем организации в связи с проведением в отношении организации процедур экономической несостоятельности (банкротства).
Ответ на многие вопросы по рассматриваемой теме невозможен без привлечения и анализа следующих нормативных правовых актов, относящихся к гражданскому законодательству:
■ Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК);
■ Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. «О хозяйственных обществах» (в редакции Закона от 10 января 2006 г.) (далее — Закон о хозяйственных обществах);
■ Закона Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» с последующими изменениями и дополнением (далее — Закон);
■ Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» с последующим дополнением (далее — Указ № 508);
■ постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 2 декабря 2005 г. № 30 «О некоторых вопросах практики применения законодательства, регулирующего вопросы экономической несостоятельности (банкротства)» с последующим дополнением и др.
Акцент в настоящей статье будет сделан, прежде всего, на тех вопросах, которые наиболее часто возникают в связи с неоднозначным пониманием и применением соответствующих норм на практике.
С какими субъектами может быть прекращен трудовой договор по ст. 258 ТК?
В соответствии со ст. 258 ТК, при проведении процедур экономической несостоятельности (банкротства) в отношении организации трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут по инициативе собственника имущества организации или уполномоченного им органа.
Руководителем организации является физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (ч. 1 ст. 252 ТК).
Исходя из содержащейся в ч. 2 ст. 252 ТК нормы, согласно которой положения гл. 18 ТК распространяются на руководителей организаций любых организационно-правовых форм, кроме случая, когда руководитель организации является единственным собственником имущества организации или индивидуальным предпринимателем, формально можно сделать вывод, что в силу общего правила по перечисленным в ст. 257 ТК основаниям может быть расторгнут трудовой договор с руководителем любой организации.
Вместе с тем приведенное в ТК правило применительно к прекращению трудовых отношений с руководителем организации в связи с проведением в отношении этой организации процедур экономической несостоятельности (банкротства) в свою очередь нуждается в уточнении с учетом норм ГК и иных актов гражданского законодательства, ограничивающих применение указанных процедур в отношении некоторых организаций.
Согласно ст. 61 ГК юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, в судебном порядке может быть признано экономически несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.
С учетом вышеизложенного и положений ст. 46 ГК можно сделать вывод, что под действие ст. 258 ТК подпадают руководители коммерческих организаций в форме хозяйственных товариществ и обществ (полные товарищества, коммандитные товарищества, общества с ограниченной ответственностью (ООО)), общества с дополнительной ответственностью (ОДО), акционерные общества — закрытые (ЗАО) и открытые (ОАО)), производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также руководители некоммерческих организаций в форме потребительских кооперативов, благотворительных и иных фондов.
Таким образом, за пределами действия ст. 258 ТК остаются руководители коммерческих организаций, действующих в форме казенных предприятий, а также ряда некоммерческих организаций.
Следует также иметь в виду, что подп. 1.3 п. 1 Указа № 508 установлено, что в отношении субъектов естественных монополий, юридических лиц, являющихся режимными и особо режимными объектами и (или) имеющих такие объекты, юридических лиц, имеющих объекты, находящиеся только в собственности государства, обеспечивающих поддержание необходимого уровня обороноспособности, функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности, законодательство об экономической несостоятельности (банкротстве) не применяется, в том числе положения Указа № 508, за исключением подп. 1.6–1.8 п. 1 и подп. 6.1 п. 6 данного Указа, а также ст. 15, 16 и ч. 4 ст. 113 Закона.
Из этого следует, что и трудовые договоры с руководителями организаций, подпадающих под действие подп. 1.3 п. 1 Указа № 508, не могут быть расторгнуты по дополнительному основанию, предусмотренному ст. 258 ТК.
Указанное основание увольнения не может быть применено и к руководителям структурных подразделений юридического лица (в том числе обособленных) (например, к руководителям филиалов и представительств), а также к иным должностным лицам, относящимся к так называемому руководству организации (заместителям руководителя, главным специалистам и т.п.), независимо от объема принадлежащих им полномочий, важности и сложности решаемых задач.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (75), апрель 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.