№ 5, май 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Отдельные аспекты Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией»

Рубрика «Трудовое законодательство»

А.М. Клим, главный специалист управления по борьбе с коррупцией в государственных органах Прокуратуры Республики Беларусь

Новый Закон Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон о борьбе с коррупцией) действует более трех месяцев.

Мы остановимся лишь на тех аспектах его правоприменения, которые интересуют наших читателей.

Какие основные правовые новеллы определил законодатель при принятии нового Закона о борьбе с коррупцией?

Данный Закон был подписан Главой государства 20 июля 2006 г., а вступил в юридическую силу с 29 января 2007 г., т.е. через шесть месяцев после его официального опубликования. Он явился третьим по счету со времени обретения Республикой Беларусь своей независимости: первый Закон был принят 15 июня 1993 г., второй — 26 июня 1997 г.

Его отличительными особенностями являются следующие новеллы:

  • дано новое правовое определение коррупции;
  • по­-новому очерчен круг субъектов коррупционных правонарушений;
  • на законодательном уровне определена система мер борьбы с коррупцией;
  • Прокуратура Республики Беларусь определена государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией;
  • определены меры по предупреждению коррупции, а также перечень как правонарушений, создающих условия для коррупции, так и коррупционных правонарушений.

Что нового внесено в правовое понятие «коррупция»?

Коррупция — умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с противоправным получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей (ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией).

Эта трактовка является более детализированной, чем ранее действовавшее определение. В ней сформулирована цель коррупции — противоправное приобретение для себя или близких родственников имущественных и неимущественных благ, льгот и преимуществ, а также на законодательном уровне определен новый вид «коррупционной услуги» — обещание преимущества. Кроме этого, новое определение коррупции повлекло пересмотр его субъектного состава.

Кто по новому Закону о борьбе с коррупцией отнесен к субъектам коррупционных правонарушений?

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. «О борьбе с преступностью в сфере экономики и с коррупцией» (утратил силу) субъектами коррупции признавались должностные лица государственных органов либо лица, находящиеся на государственной службе.

А в соответствии с Законом Республики Беларусь от 26 июня 1997 г. «О мерах борьбы с организованной преступностью и коррупцией» в круг вышеуказанных субъектов были включены и лица, приравненные к лицам, уполномоченным на выполнение государственных функций.

Согласно ст. 3 действующего Закона субъектами коррупционных правонарушений являются:

  • государственные должностные лица;
  • лица, приравненные к государственным должностным лицам;
  • иностранные должностные лица;
  • лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц.

Какие лица отнесены к категории государственных должностных лиц?

К государственным должностным лицам Закон о борьбе с коррупцией отнес:

  • Президента Республики Беларусь;
  • депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, осуществляющих свои полномочия на профессиональной основе;
  • депутатов местных Советов депутатов, осуществляющих свои полномочия на профессиональной основе;
  • лиц, занимающих должности в государственных организациях, относящихся в соответствии с законодательст­вом к должностным лицам (государственные служащие, лица, занимающие должности в государственных организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях республики).

Следует напомнить, что правовое понятие «должностное лицо» является межотраслевой категорией: его признаки раскрываются как в административном, так и в уголовном законодательстве.

Так, в соответствии со ст. 1.3. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) к должностному лицу относятся физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно­распорядительные или административно­хозяйственные функции, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе.

Признаки должностного лица в уголовном законодательстве раскрыты в ч. 4 ст. 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК), где под должностными лицами понимаются:

1) представители власти, то есть депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, а равно государственные служащие, имеющие право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных им по службе;

2) представители общественности, то есть лица, не находящиеся на государственной службе, но наделенные в установленном порядке полномочиями представителя власти при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, по отправлению правосудия;

3) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в учреждениях, организациях или на предприятиях (независимо от форм собственности), в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь должности, связанные с выполнением организационно­распорядительных или административно­хозяйственных обязанностей, либо лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий;

4) должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов.

Как соотносятся понятия «государственное должностное лицо» и «должностное лицо»?

Термин «государственное должностное лицо» употребляется лишь в рамках правоприменения Закона о борьбе с коррупцией. Данный Закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и др.

Что касается определения «должно­стное лицо», то оно не является универсальной дефиницией для законодательства Республики Беларусь. Как показал национальный законодательный процесс, у нас, как и в Российской Федерации, существуют два понятия должност­ного лица: одно дано в УК, а другое — в КоАП. Поэтому когда речь идет о правонарушении, то при определении признаков должностного лица необходимо руководствоваться нормами административного законодательства, а при определении признаков специального субъекта преступления — УК. В то же время вопрос о необходимости выработки единого теоретического и законодательного определения «должностное лицо» до сих пор остается открытым.

Кого следует отнести к лицам, приравненным к государственным и иностранным должностным лицам?

К лицам, приравненным к государственным должностным лицам, Закон о борьбе с коррупцией отнес:

членов Совета Республики Нацио­нального собрания Республики Беларусь, осуществляющих свои полномочия на непрофессиональной основе;

депутатов местных Советов депутатов, осуществляющих свои полномочия на непрофессиональной основе;

граждан, зарегистрированных в установленном порядке кандидатами:

— в Президенты Республики Беларусь;

— в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;

— в члены Совета Республики Нацио­нального собрания Республики Беларусь;

— в члены местных Советов депутатов;

должностных лиц негосударственных организаций (постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающих в этих организациях должности, связанные с выполнением организационно­распорядительных, административно­хозяйственных функций). Например, директора концерна, заведующие частным магазином, част­ной аптекой, главные бухгалтеры частного предприятия или организации, главврачи частной больницы или поликлиники, ректоры, деканы, директора, заведующие кафедрой в част­ном учреждении образования и т.п.;

лиц, уполномоченных в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, независимо от того, в государственной или частной организации они работают. Например, врачи как члены врачебной комиссии, врачи, выдающие листки нетрудоспособности, санитарные врачи, инспектирующие санитарное состояние объектов, преподаватели учебного заведения, уполномоченные на принятие вступительных или выпускных экзаменов, нотариусы, адвокаты и т.п.;

представителей общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия. Например, народные дружинники, общественные автоинспекторы, народные заседатели;

государственных служащих, не относящихся в соответствии с законодательством к должностным лицам, осуществляющим деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения. Например, медицинские работники государственного медицинского учреждения, учителя, воспитатели государственного учебного или воспитательного учреждения, бухгалтеры, мастера, инженеры ЖЭСа, работники секретариата, работники кадровой службы государственной организации и т.п.;

иных лиц государственного органа либо иной государственной организации, не относящихся в соответствии с законодательством к государственным служащим, осуществляющим деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения.

К иностранным должностным лицам отнесены должностные лица иностранных государств, члены иностранных публичных собраний, должностные лица международных организаций, члены международных парламентских собраний, судьи и должностные лица международных судов (ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией).

Кроме указанных трех категорий лиц имеется четвертая категория субъектов коррупции: лица, осуществляющие подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц. Это любое лицо независимо от его должности, профессии, работы.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 5 (76), май 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.