№ 5, май 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Гарантии трудовых прав депутатов местных Советов

Рубрика «Трудовое законодательство»

Т.Н. Важенкова, доцент кафедры государственного управления и права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат юридических наук

14 января 2007 г. состоялись выборы депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь двадцать пятого созыва. В ходе выборов избраны 22 639 депутатов.

В состав депутатов вошли работники промышленности, торговли, транспорта, строительства (13,9 %),сельского хозяйства (28,3 %), образования (16,5 %), здравоохранения и социальной защиты (8,7 %), военнослужащие и работники правоохранительных органов (3,2 %), служащие государственных органов (13,7 %), иных сфер деятельности. 

Депутатом местного Совета депутатов является свободно избранный гражданами, проживающими на территории, входящей в избирательный округ, представитель, уполномоченный участвовать в осуществлении государственной власти мест­ным Советом депутатов, представлять своих избирателей в государственных органах и других организациях, осуществлять иные полномочия, предусмотренные Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 27 марта 1992 г. «О статусе депутата местного Совета депутатов» с последующими изменениями и дополнениями (далее — Закон) и другими актами законодательства Республики Беларусь.

Срок полномочий депутата местного Совета депутатов (далее — Совет) — четыре года.

Срок осуществления полномочий депутатом Совета начинается со дня признания его полномочий Советом и заканчивается в день открытия первой сессии Совета нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6 Закона.

В основном избранные депутаты осуществляют свои полномочия без отрыва от трудовой (служебной) деятельности, кроме председателя Совета, осуществляющего свои полномочия на профессиональной основе.

На время подготовки и проведения сессий Совета и заседаний его органов депутат Совета освобождается от выполнения трудовых (служебных) обязанностей на срок и в порядке, определяемых Советом.

На период освобождения депутата Совета от выполнения трудовых (служебных) обязанностей за ним сохраняется средняя заработная плата и ему компенсируются командировочные расходы по месту работы (службы) за счет средств соответствующего местного бюджета (ст. 23 Закона).

Депутат Совета в период осущест­вления своих полномочий не может быть уволен с работы (службы) по инициативе нанимателя, исключен из учреждения образования без предварительного согласия Совета (ст. 24 Закона).

В коллективном договоре могут быть предусмотрены и другие гарантии депутатам местных Советов, исполняющим свои полномочия без освобождения от основной работы или служебной дея­тельности.

В практике возникает вопрос: предоставляются ли отгулы по месту работы, на время выполнения депутатских полномочий. В данном случае ответ будет отрицательным, поскольку законодательством не предусмотрено предоставление другого времени отдыха (отгулов) за выполнение депутатских полномочий.

Как уже отмечалось, председатель Совета осуществляет свои полномочия на профессиональной основе.

Статьей 5 Закона установлено, что председатель Совета не может занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, а также заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Беларусь.

Правовой статус председателя сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) исполкома

Указом Президента Республики Беларусь от 12 января 2007 г. № 21 утверждено Положение о председателе сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) исполнительного комитета (далее — Положение).

Согласно п. 2 Положения председателем исполнительного комитета по должности является председатель соответствующего сельского, поселкового, городского (города районного подчинения) Совета депутатов.

Кандидатуры на должность председателя Совета вносятся на рассмотрение сессии Совета его депутатами, а также председателем вышестоящего Совета после их согласования с председателем соответствующего районного исполнительного комитета.

Председатель соответствующего районного исполнительного комитета в недельный срок рассматривает внесенные депутатами Совета, а также председателем вышестоящего Совета предложения о согласовании кандидата на должность председателя Совета.

В случае отказа председателя соответствующего районного исполнительного комитета в согласовании таких кандидатур новые кандидатуры вносятся в том же порядке.

При повторном отказе председателя соответствующего районного исполнительного комитета в согласовании кандидатур на должность председателя Совета кандидатура на данную должность вносится на рассмотрение сессии Совета председателем соответствующего районного исполнительного комитета.

Возникает вопрос, как правильно оформить такие изменения в трудовой деятельности работника?

Следует отметить, что избрание на выборную должность является основанием для прекращения трудового договора по п. 4 ст. 35 ТК. Основанием же издания приказа (распоряжения) о прекращении трудового договора (контракта) является заявление работника.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 5 (76), май 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.