У женщины двое детей в возрасте 7 и 12 лет. Ее посылают на курсы повышения квалификации (срок обучения — 3 месяца) в г. Минск. Она работает валеологом (инструктор по здоровому образу жизни). Каковы могут быть юридические последствия отказа от поездки на курсы?
Врач-валеолог относится к категории врачей-специалистов, инструктор-валеолог — к категории специалистов со средним медицинским образованием (соответственно подп. 4.7 приложения 1 и подп. 2.4 приложения 2 к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 17 октября 2005 г. № 38 «Об утверждении номенклатуры должностей служащих с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием организаций системы здравоохранения Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями).
Специалисты, прошедшие стажировку и приступившие к медицинской или фармацевтической деятельности, должны пройти повышение квалификации по полученной специальности в течение первых трех лет работы (п. 7 Инструкции о порядке организации повышения квалификации и переподготовки работников системы здравоохранения, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11 августа 2004 г. № 31) (далее — Инструкция).
Обязательное периодическое повышение квалификации руководителей и специалистов системы здравоохранения осуществляется не реже 1 раза в 5 лет (п. 11 Инструкции).
Иная периодичность повышения квалификации может быть определена в трудовом договоре (контракте).
Отказ от прохождения курсов повышения квалификации послужит основанием для неустановления более высокой категории, а впоследствии и увольнения по п. 3. ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь.
В книге учета трудовых книжек и вкладышей к ним сотрудник при увольнении поставил подпись рядом не со своей фамилией, а с фамилией сотрудника, который продолжает работать. Каким образом это исправить?
При получении трудовой книжки в связи с увольнением работник расписывается в личной карточке (формы Т2) и в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним, собственноручно указав дату получения (п. 58 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 9 марта 1998 г. № 30, с последующими изменениями и дополнениями).
Полагаем целесообразным в книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним сделать расшифровку подписи работника.
Имеет ли право наниматель расторгнуть контракт с инвалидом III группы, с работниками, находящимися в отпуске или в период их временной нетрудоспособности?
Не допускается расторжение трудового договора (контракта) по инициативе нанимателя с инвалидами, проходящими медицинскую, медикопрофессиональную, профессиональную, трудовую и социальную реабилитацию в соответствующих учреждениях независимо от срока пребывания в них (ст. 283 ТК). Увольнение работника по инициативе нанимателя не допускается в период временной нетрудоспособности (кроме увольнения по п. 6 ст. 42 ТК) и в период пребывания работника в отпуске, за исключением случаев ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя (ч. 2 ст. 43 ТК).
Следует иметь в виду, что увольнение работника по п. 2 ст. 35 ТК в связи с истечением срока трудового договора (контракта) не является увольнением по инициативе нанимателя.
При продлении срока действия контракта следует руководствоваться требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 12 апреля 2000 г. № 180 с последующими изменениями и дополнениями (далее — Указ № 180).
Работник находился в отпуске до 29.04.2007. Контракт заканчивается 23.04.2007. Какой день считать днем увольнения?
Контракт — это трудовой договор, заключаемый в письменной форме на определенный в нем срок и содержащий особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде (примечание к п. 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Декрет № 29). Следовательно, днем увольнения будет последний день работы, т.е. 23 апреля — срок истечения контракта (однако если был предоставлен отпуск с последующим увольнением (ст. 178 ТК), днем увольнения считается последний день отпуска).
Сотрудник работает в частной организации экономистом. Может ли он быть директором в другой частной организации?
Так как работник работает в частной организации экономистом и это его основное место работы, то работа директором в другой частной организации будет являться работой по совместительству.
Совместительство — выполнение работником в свободное от основной работы время другой постоянно оплачиваемой работы у того же или у другого нанимателя на условиях трудового договора (контракта) (ст. 343 ТК). В соответствии со ст. 255 ТК руководителю организации, если он не является единственным собственником имущества организации (ч. 2 ст. 252 ТК), запрещается выполнение оплачиваемой работы на условиях штатного совместительства, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики.
Если работник будет исполнять обязанности директора за пределами рабочего времени организации (на условиях совместительства), то функции «руководителя организации» потеряют свое прямое значение.
Организация находится в Минском районе. Наниматель хочет принять на работу региональных представителей из различных областных центров, которые будут проживать и работать в этих центрах. Каким образом с ними оформить трудовые отношения?
Если работники организации, находящейся в другом районе (местности), будут осуществлять трудовую деятельность по месту своего жительства, то наниматель (организация) принимает их на работу на общих основаниях: заключает с ними трудовой договор (контракт) в письменной форме с указанием областного центра, после чего издает приказ о приеме их на работу.
Работник совмещает две должности. Сейчас необходимости в совмещении другой должности нет, т.к. на работу принимают нового сотрудника. Одновременно возникла необходимость в совмещении должности работником в другом структурном подразделении. Как поступить?
В данном случае необходимо отменить совмещение путем издания приказа в отношении той должности, на которую принимается другой работник, и установить совмещение по соответствующей должности в другом структурном подразделении. При этом необходимо помнить, что в соответствии со ст. 32 ТК установление или отмена совмещения является изменением существенных условий труда.
Обязательно ли указывать размер оклада при продлении контракта?
Размер оклада должен быть указан в контракте в качестве обязательных условий при его первичном заключении. При продлении контракта обязательно указывается срок продления контракта, размер оклада указывать не обязательно.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 5 (76), май 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.