Cтатьей 462 Трудового кодекса Республики Беларусь определено, что систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством.
Положением о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 959 (далее — Положение о Департаменте), функции по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде возложены на Департамент.
Минское областное управление является структурным подразделением Департамента государственной инспекции труда и осуществляет деятельность, направленную на реализацию функций Департамента в отношении нанимателей, расположенных на территории Минской области. В состав Минского областного управления входят межрайонные инспекции труда, которые осуществляют контрольно-надзорную деятельность на территории закрепленных за ними районов Минской области.
В I квартале 2007 г. Минским областным управлением Департамента проверено 807 организаций, из которых 266 относятся к организациям малого предпринимательства.
Проверки проводятся в присутствии руководителя организации или уполномоченных им должностных лиц.
Срок проведения проверки определяется исходя из объема работы с учетом конкретных задач и особенностей деятельности нанимателя и не должен превышать 15 рабочих дней.
Актом реагирования государственного инспектора труда в случае выявления нарушений нанимателями законодательства о труде является предписание, которое содержит требование об устранении нарушений. В случае отказа руководителя от получения предписания на нем делается отметка: «От получения отказался», а предписания направляются заказным письмом по юридическому адресу организации или регистрируются в секретариате (канцелярии) организации.
Данные предписания являются обязательными для исполнения в установленный государственным инспектором труда срок, что закреплено в подп. 9.9 п. 9 Положения о Департаменте.
По результатам проведенных проверок государственными инспекторами Минского областного управления выдано 649 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства о труде. Необходимо отметить большое количество нарушений, допущенных в организациях малого предпринимательства.
Так, из 649 предписаний, выданных государственными инспекторами труда, 212 были составлены по результатам проверок вышеуказанной категории нанимателей. То есть 80 % проверок, проведенных в организациях малого предпринимательства, заканчивались выявлением у нанимателей нарушений законодательства о труде.
Всего в ходе проведенных проверок выявлено 12 112 нарушений законодательства о труде различными группами нанимателей.
Государственным инспекторам труда в случае выявления нарушений законодательства о труде предоставлено право налагать штрафы на нанимателей (юридических лиц) либо непосредственно на уполномоченных должностных лиц нанимателей, виновных в совершении данных нарушений (подп. 9.14 п. 9 Положения о Департаменте).
По результатам проверок применены санкции к 303 нанимателям, из которых 82 отнесены к организациям малого предпринимательства. Кроме того, привлечено к административной ответственности 306 уполномоченных должностных лиц нанимателей, из которых 84 являются работниками организаций малого предпринимательства.
В I квартале 2007 г. общая сумма взысканных с нанимателей штрафов составила 75,6 млн руб. Учитывая, что законодателем предусмотрена более мягкая ответственность в отношении физических лиц, чем в отношении юридических, размер взысканных штрафных санкций с уполномоченных должностных лиц нанимателей составил 12,5 млн руб.
cправка
Государственный инспектор труда имеет право, в частности:
- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно в любое время суток проходить на территорию, объекты и в помещения нанимателя для проверки соблюдения законодательства о труде;
- знакомиться с документами, ведение которых предписано законодательством о труде, для проверки их соответствия законодательству, получать копии этих документов, если на это отсутствуют установленные законодательством ограничения;
- направлять запросы в соответствующие государственные органы, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы и нанимателям, получать информацию и материалы по вопросам, входящим в их компетенцию;
- получать от нанимателей и их уполномоченных должностных лиц необходимые документы, связанные с выплатой заработной платы;
- устанавливать факт нарушения нанимателем законодательства о труде, коллективного договора (соглашения) или трудового договора (контракта), дающего право работнику требовать досрочного расторжения трудового договора (контракта);
- требовать от нанимателей отстранения от работы работников в случаях, предусмотренных законодательством, в том числе не прошедших в установленном порядке проверку знаний, обучение и (или) инструктаж по охране труда либо медицинский осмотр;
- приостанавливать (запрещать) путем выдачи предписания или пломбирования работу организаций, их структурных подразделений, станков, машин, другого оборудования в случае выявления нарушений правил по охране труда, создающих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения нарушений;
- проводить расследование несчастных случаев на производстве, давать заключения об их причинах, устанавливать лиц, ответственных за допущенные нарушения законодательства о труде;
- налагать в установленном порядке за нарушения законодательства о труде штрафы на уполномоченных должностных лиц нанимателя, применять к нанимателям санкции или выносить им предупреждения;
- составлять протоколы по делам об административных правонарушениях на уполномоченных должностных лиц нанимателя в случаях, предусмотренных законодательством, и направлять их в суд и др.
|
Необходимо отметить увеличение размера сумм взысканных санкций в сравнении с предшествующим кварталом. Объясняется это прежде всего вступлением в силу с 1 марта 2007 г. нового Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), которым существенно ужесточена ответственность за совершение нарушений законодательства о труде и охране труда по сравнению с ранее действовавшими Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 сентября 1993 г. № 664 «Вопросы департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты».
Нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил по охране труда нанимателем, лицом, ответственным за их соблюдение, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — до 300 базовых величин (ст. 9.17. КоАП).
Кроме того, ответственность ужесточается в случае повторного совершения нанимателем либо его должностным лицом административного правонарушения. Так, ч. 2 данной статьи предусмотрено: то же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, влечет наложение штрафа в размере от 30 до 50 базовых величин, а на юридическое лицо — от 100 до 400 базовых величин ( ст. 9.17. КоАП).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 6 (77), июнь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.