№ 6, июнь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

С проверкой пришел профсоюз

Рубрика «К вам пришла проверка»

В.П. Булгаков, начальник главного правового управления аппарата Совета Федерации профсоюзов Беларуси, главный правовой инспектор труда ФПБ

C обретением Республикой Беларусь независимости ряд полномочий, переданных ранее государством общественным организациям, был нормативно отнесен к компетенции государственных органов. При этом у профсоюзов сохранились определенные права в сфере контроля за соблюдением трудового законодательства  в форме общественного контроля за соблюдением нанимателем, собственником или уполномоченным им органом управления законодательства Республики Беларусь о труде (далее — общественный контроль).

Многолетняя практика доказала оправданность параллельного применения государственного и общественного контроля в данной сфере. С учетом этого в последнее время несколько расширились полномочия профсоюзов в вопросах общественного контроля. Так, выдаваемые ими представления стали в ряде случаев обязательными для исполнения нанимателями, а право свободного посещения организаций для проверки уже не связывается с наличием в них профсоюзных структур.

Вопросы координации работы профсоюзов по общественному контролю с надзорной и контрольной деятельностью государственных органов призван решать Координационный совет органов государственного надзора и контроля и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь. Положение о Координационном совете органов государственного надзора и контроля и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда при Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь утверждено постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 12 января 2004 г. № 2.

Наиболее часто представители профсоюзов взаимодействуют в данной сфере с Департаментом государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

В число основных задач Департамента входит координация деятельности органов общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде (подп. 5.3 Положения о Департаменте государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июля 2006 г. № 959, с последующими изменениями и дополнениями).

Проверяющие и их полномочия

Общественный контроль осуществляют различные категории профсоюзных представителей. Это правовые (главные правовые) инспекторы труда правовой инспекции Федерации профсоюзов Беларуси, объединяющей правовые инспекции труда профсоюзов (полномочиями таких инспекторов наделено более 110 профсоюзных юристов), руководители и уполномоченные в установленном порядке представители ФПБ, ее организационных структур (областных и Минского городского объединений профсоюзов), членских организаций ФПБ и их организационных структур (областных и районных комитетов, первичных организаций).

Законодательство устанавливает, что полномочия представителя профсоюза на осуществление общественного контроля подтверждаются документом, оформленным и выданным в установленном порядке. Данный порядок в ФПБ установлен соответствующими постановлениями ее руководящих органов.

Документом, подтверждающим полномочия правового инспектора труда или специально уполномоченного представителя профсоюза на осуществление общественного контроля, является удостоверение установленной в ФПБ формы. Профсоюзному руководителю достаточно предъявить служебное удостоверение или выписку из решения об его избрании на должность председателя соответствующей организации.

Основания для проведения проверки

Проверка конкретной организации или индивидуального предпринимателя может быть включена в соответствующий план, утверждаемый на календарный период руководящим органом профсоюзной организации, которую представляет проверяющий, или вышестоящим профсоюзным органом.

В ряде случаев профсоюзные проверки, в частности совместные с органами государственного надзора и контроля, могут включаться в координационные планы надзорной и контрольной деятельности по соблюдению нанимателями законодательства о труде и охране труда в Республике Беларусь (области, г. Минске).

Как в рамках плана, так и по указанию профсоюзных структур проводятся тематические (целевые) проверки по вопросам соблюдения законодательства о выплате заработной платы, о применении контрактной формы найма, о труде женщин, молодежи или инвалидов и т.д. Зачастую такие проверки проводятся в связи с поступлением от работников информации о нарушениях трудового законодательства в данной организации.

Профсоюзные органы могут проводить повторные проверки для контроля устранения нанимателями нарушений законодательства о труде, выявленных в ходе предыдущих проверок.

Встречая представителя профсоюза, должностные лица нанимателя зачастую требуют у него предъявить предписание на проведение проверки. В связи с этим следует отметить, что порядок осуществления общественного контроля не регламентируется Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности, т.к. профсоюзные проверки не затрагивают финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Законодательство об общественном контроле не содержит требования об оформлении предписания, поэтому его наличие необязательно. Вместе с тем профсоюзные органы, организующие проверку, иногда оформляют такие предписания.

Для наибольшей эффективности проверки представители профсоюзов обычно согласовывают конкретное время ее проведения с руководством и кадровой службой проверяемой организации.

Привыкнув к определенному шаблону проверок, должностные лица нанимателя требуют от представителей проф­союзов оставить в книге учета проверок (ревизий) запись о проведенной проверке. Однако в данной книге ведется учет проверок, осуществляемых органами государственного управления (п. 1 Правил ведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий), утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2001 г. № 248).

Представителям нанимателя, которые иногда пытаются не допустить проф­союзного проверяющего в организацию, ссылаясь на отсутствие в ней профсоюзной структуры, приходится напоминать соответствующие положения Указа № 327, предоставившего ФПБ такое право.

Права проверяющих

Общественный контроль направлен на восстановление нарушенных прав работников и не связан напрямую с применением санкций к нанимателю или его должностным лицам. Своевременное и полное выполнение нанимателем законных требований представителя профсоюза позволит ему избежать негативных последствий.

Особенно актуальным последнее утверждение стало  в связи с введением в действие нового Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Существенно возросла ответственность за нарушения законодательства о труде, которая, кроме того, распространяется теперь как на уполномоченных должностных лиц нанимателя, так и на юридических лиц.

Наряду с упомянутым выше правом беспрепятственно посещать организации и индивидуальных предпринимателей, представитель профсоюза при осуществлении общественного контроля вправе запрашивать и получать у них  документы, сведения и иную информацию по вопросам, относящимся к предмету общественного контроля.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 6 (77), июнь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.