№ 6, июнь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Практика прокурорского надзора за соблюдением законодательства о труде

Рубрика «К вам пришла проверка»

А.А. Кеник, заместитель декана ЧУО «БИП — Белорусский институт правоведения», кандидат юридических наук, доцент

Прокуратура занимает особое место в системе органов, призванных обеспечить соблюдение законности в области трудовых правоотношений. Статья 125 Конституции Республики Беларусь определяет прокуратуру как государственный орган, осуществляющий надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Основная работа по защите трудовых прав граждан осуществляется прокуратурой по линии общего надзора за исполнением законодательства, а также при рассмотрении судами трудовых дел и вынесении судебных решений по трудовым спорам.

При осуществлении надзора за соблюдением законодательства в организациях прокурорские работники осуществляют проверки практически по всем вопросам трудового законодательства.

Проверки соблюдения законодательства о приеме на работу

При проверке соблюдения законодательства о прие­ме на работу выясняются следующие вопросы:

  • имеются ли случаи необоснованных отказов в приеме на работу лиц, которым предоставлены гарантии приема на работу (ст. 16 Трудового кодекса Республики Беларусь);
  • требуется ли при приеме на работу предоставление документов, не предусмотренных действующим законодательством (ст. 26 ТК);
  • во всех ли случаях заключается письменный трудовой договор;
  • предоставляется ли один экземпляр трудового договора работнику;
  • указывается ли в трудовом договоре и в приказе (распоряжении) о приеме на работу точное наименование работы (должности), на которую принят работник, в соответствии с тарифно-квалификационным справочником;
  • объявляется ли приказ о приеме на работу работнику под роспись;
  • не имеют ли место случаи установления предварительного испытания при приеме на работу лиц, не достигших 18 лет; молодых рабочих по окончании профессионально-технических учебных заведений; молодых специалистов по окончании высших и средних специальных учебных заведений; инвалидов и других лиц, указанных в ч. 5 ст. 28 ТК;
  • не нарушаются ли нанимателем сроки предварительного испытания (не более 3 месяцев, а при приеме на государственную службу — не более 6 месяцев);
  • допускается ли на государственном предприятии совместная служба лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери и др.), на должностях руководителя, главного бухгалтера (его заместителей), кассира, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
  • соблюдаются ли требования законодательства при заключении контрактов, в частности, включены ли в контракт дополнительные меры стимулирования труда, в том числе повышение тарифной ставки (должностного оклада) не более чем на 50 %, предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до 5 дней и др.

ПРИМЕР 1

Прокуратурой Советского района г. Минска была проведена проверка по заявлению гражданина Р. о нарушении в отношении него законодательства о труде индивидуальным предпринимателем Ш.

Индивидуальный предприниматель Ш. 3 ноября 2006 г. заключила контракт с гражданином Р. сроком до 31 декабря 2006 г.

Контрактом установлен испытательный срок на два месяца.

Из изложенного видно, что срок действия контракта меньше, чем срок предварительного испытания.

Кроме того, при заключении контракта с гражданином Р. не соблюдены требования п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет № 29). В частности, не были предусмотрены дополнительные меры стимулирования труда, в том числе повышение тарифной ставки (не более чем на 50 %), предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до 5 календарных дней.

Приказом от 30 ноября 2006 г. гражданин Р. уволен с работы на основании ст. 29 ТК.

В нарушение ст. 29 ТК гражданин Р. не был уведомлен нанимателем о расторжении контракта за три дня письменно с указанием причин, послуживших основанием для признания работника не выдержавшим испытание.

С приказом об увольнении гражданин Р. не ознакомлен. Трудовая книжка Р. не выдана, записи о работе у индивидуального предпринимателя Ш. не внесены.

В связи с выявленными нарушения­ми законодательства о труде прокурором Советского района г. Минска индивидуальному предпринимателю Ш. внесено представление об устранении нарушений законодательства о труде.

Проверки соблюдения законодательства о коллективных договорах

Так, при проверке соблюдения законодательства о коллективных договорах прокурор проверяет и выясняет следующие вопросы:

  • подписан ли коллективный договор в целом, а также каждая его страница уполномоченными на это представителями сторон;
  • зарегистрирован ли он в местном исполнительном и распорядительном органе;
  • определен ли срок его действия;
  • не ухудшают ли условия коллективного договора положение работников по сравнению с действующим законодательством, генеральным и тарифным соглашениями;
  • ознакомлены ли работники, в том числе недавно принятые на работу, с действующим на предприятии коллективным договором;
  • включены ли в коллективный договор положения, обеспечивающие гарантии трудовому коллективу в случае изменения формы собственности предприятия, выплаты единовременной компенсации в результате трудового увечья работников;
  • предусмотрены ли меры по усилению социальной защиты инвалидов и пенсионеров;
  • осуществляет ли профсоюзная организация систематический контроль за своевременным выполнением предусмотренных коллективным договором взаимных обязательств, мероприятий, нормативных положений и др.

Проверки соблюдения законодательства о порядке ведения трудовых книжек

При проверке соблюдения законодательства о порядке ведения трудовых книжек выяснению подлежат следующие обстоятельства:

  • имеют ли место случаи приема на работу, в том числе временную, без трудовых книжек, а впервые поступающих — без соответствующих документов;
  • соблюдаются ли сроки (не позднее одной недели со дня приема на работу) заполнения трудовой книжки на работника, впервые поступившего на работу;
  • своевременно ли знакомит наниматель работника о внесенных в трудовую книжку (вкладыш к ней) записях о прие­ме на работу, переводах на другую постоянную работу и увольнении, имеются ли об этом расписки владельца трудовой книжки в личной карточке формы Т­2;
  • соответствует ли формулировка приказа (распоряжения) записям в трудовой книжке работника и записям в его личной карточке;
  • имеются ли случаи задержки выдачи трудовой книжки работнику при увольнении;
  • ведутся ли бухгалтерией приходно-расходная книга по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним и кадровой службой книга учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним;
  • хранятся ли чистые бланки трудовых книжек и вкладышей к ним в бухгалтерии как бланки строгой отчетности.

Проверки соблюдения законодательства о рабочем времени

При проверке соблюдения законодательства о рабочем времени устанавливается:

  • допускались ли нарушения режима рабочего времени и времени отдыха;
  • допускались ли нарушения установленного порядка производства сверхурочных работ, работ в выходные и праздничные дни;
  • имеются ли случаи непредоставления дополнительных отпусков и сокращенного рабочего дня работникам, работающим во вредных условиях труда, а также нарушения порядка предоставления таких отпусков;
  • допускались ли нарушения требований закона о сокращенной продолжительности рабочего времени для работников в возрасте от 14 до 16 лет (не более 23 часов в неделю) и от 16 до 18 лет (не более 35 часов в неделю);
  • допускались ли нарушения установленного порядка предоставления перерывов в работе для обогрева и отдыха, включаемых в рабочее время работников, работающих в холодное время года на открытом воздухе и в закрытых необогреваемых помещениях, грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 6 (77), июнь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.