№ 6, июнь 2007

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Контроль за соблюдением нанимателями законодательства о занятости населения

Рубрика «К вам пришла проверка»

Э.М. Акуло, начальник отдела контроля за соблюдением законодательства о занятости управления занятости населения Комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома

В связи с вступлением в силу с 1 июля 2006 г. Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 15 июня 2006 г. (далее — Закон о занятости) изменен порядок контроля за соблюдением законодательства о занятости населения. Так, в ст. 21 Закона о занятости определены обязанности нанимателей в области обеспечения занятости населения.

В частности, наниматели обязаны:

  • содействовать проведению государственной политики в области обеспечения занятости населения на основе соблюдения законодательства о труде, условий трудовых договоров, коллективных договоров, соглашений; оказания помощи в трудоустройстве, профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации; предоставления сверх установленной законодательством дополнительной материальной помощи высвобождаемым работникам за счет собственных средств, если это предусмотрено локальными нормативными правовыми актами или трудовым договором; обеспечения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников; соблюдения установленной брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
  • своевременно (не позднее чем за три месяца) представлять в органы государственной службы занятости населения и профсоюз письменную информацию о возможных массовых увольнениях работников (категории и численность работников, которых они могут коснуться, сроки, в течение которых намечено их осуществить), производимых в порядке, установленном законодательством;
  • не менее чем за два месяца до высвобождения работников в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников письменно уведомлять об этом органы государственной службы занятости населения по месту нахождения нанимателя с указанием фамилии, профессии (специальности), квалификации и размера оплаты труда высвобождаемых работников. При высвобождении пенсионеров и граждан, работающих по совместительству, сведения также должны предоставляться в органы государственной службы занятости населения;
  • принимать на работу граждан, направленных органами государственной службы занятости населения в счет брони. Порядок установления брони для приема на работу граждан определен Положением о порядке установления брони для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 ноября 2006 г. № 1595 (далее — Положение о порядке установления брони). Согласно ст. 11 Закона о занятости на бронированные рабочие места направляются граждане, особо нуждающиеся в социальной защите и не способные на равных условиях конкурировать на рынке труда:

— дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— родители в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающие детей-инвалидов;

— инвалиды;

— освобожденные из мест лишения свободы;

— впервые ищущие работу в возрасте до 21 года;

— лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях);

— ветераны боевых действий на территории других государств, указанные в п. 1–3 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. «О ветеранах» (в редакции Закона от 12 июля 2001 г.);

— уволенные с военной службы, из органов внутренних дел, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам без права на пенсию;

— эвакуированные и отселенные из зон эвакуации (отчуждения), первоочередного и последующего отселения, а также самостоятельно выехавшие из этих зон после катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Кроме этого, государство обеспечивает трудоустройство родителей, которые обязаны возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и направлены по решению суда в органы государственной службы занятости населения, путем установления брони для приема их на работу в порядке, определенном Положением о порядке установления брони;

  • принимать на работу выпускников государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, в соответствии с договорами (заявками) на обучение, заключенными между указанными учреждениями образования и нанимателями.

Нанимателям независимо от форм собственности запрещается принимать на работу выпускников без свидетельства о направлении на работу либо справки о самостоятельном трудоустройстве в течение одного года после получения профессионально-технического образования, двух лет — после получения среднего специального либо высшего образования.

Запрещается увольнение молодых специалистов или перевод их на работу, которая не связана с полученной специальностью, квалификацией, до окончания обязательного срока работы по распределению, за исключением увольнения по инициативе нанимателя за нарушение трудовой дисциплины и в случаях, предусмотренных в п. 1 (при ликвидации нанимателя), п. 2 и 6 ст. 42, п. 1–4 ст. 44 Трудового кодекса Республики Беларусь;

  • создавать рабочие места (в том числе специализированные для лиц с ограниченной трудоспособностью) для трудоустройства граждан, особо нуждаю­щихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда. Минимальное количество таких рабочих мест устанавливается местными исполнительными и распорядительными органами или специальными государственными программами.

Ликвидация рабочих мест, созданных по заданию местных исполнительных и распорядительных органов для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, осуществляется по согласованию с указанными органами;

  • создавать рабочие места для трудоустройства работников, получивших инвалидность в результате увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей у данного нанимателя;
  • письменно уведомлять органы государственной службы занятости населения о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение двух недель со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты.

Если в течение двух недель со дня образования свободного рабочего места (вакансии) нанимателем на данное рабочее место (вакансию) принят работник, то в данном случае наниматель не обязан уведомлять органы государственной службы занятости населения о наличии такого места (вакансии).

Если же прошло две недели и рабочее место (вакансия) остается свободным и наниматель письменно не уведомил об этом орган государственной службы занятости населения по месту своего нахождения, то в данном случае наниматель нарушает требования законодательства о занятости населения.

В случае, если освобождаемые рабочие места (вакансии) не обеспечены экономическими условиями функционирования, наниматель обязан сообщить в органы государственной службы занятости населения о количестве данных рабочих мест на день их образования с указанием конкретных причин невозможности их использования. При принятии решения по использованию ранее не функционировавших рабочих мест вследствие изменения экономической ситуации наниматель сообщает в органы государственной службы занятости населения о количестве предполагаемых к использованию свободных рабочих мест (вакансий). Если в течение двух недель со дня принятия такого решения нанимателем на данное место (вакансию) не принят работник и наниматель письменно не уведомил о принятии такого решения органы государственной службы занятости населения, то наниматель нарушает требования законодательства о занятости населения;

  • предоставлять оплачиваемые общественные работы безработным и гражданам, ищущим работу, в соответствии с перечнями общественных работ, утвержденными местными исполнительными и распорядительными органами.
 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 6 (77), июнь 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.