На практике нередки случаи, когда работник выполняет работу сверх установленной для него продолжительности рабочего времени.
Между тем квалификация такого рода работы является различной, равно как и правовые последствия, которые наступают для нанимателя и работника.
Одно дело, когда речь идет о работниках с ненормированным рабочим днем, для которых выполнение работы за пределами нормированного рабочего времени признается чуть ли не «нормой». И совсем другое — когда работу за установленными пределами рабочего времени выполняет работник, не относящийся к категории работников с ненормированным рабочим днем.
Согласно ч. 1 ст. 119 Трудового кодекса Республики Беларусь сверхурочной считается работа, выполненная работником по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной для него продолжительности рабочего времени, предусмотренной правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности.
Таким образом, определяющими признаками сверхурочной работы являются:
-
выполнение работы по предложению, распоряжению нанимателя либо с его ведома;
-
выполнение работы за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени.
На практике признается правомерным, если с предложением о сверхурочной работе выступает уполномоченное должностное лицо нанимателя — начальник цеха, мастер.
В юридической литературе отмечается, что «по предложению» означает тот случай, когда с инициативой производства сверхурочных работ выступает руководитель, представляющий нанимателя. При этом решение этого вопроса отдается на усмотрение работника1.
В случае, если имеет место распоряжение нанимателя либо уполномоченного должностного лица нанимателя о производстве сверхурочных работ, его выполнение является для работника обязательным.
Поскольку законом не установлена форма предложения либо распоряжения, можно предположить, что предложение может быть выражено как в устной, так и в письменной форме, тогда как распоряжение — в письменной форме (например, путем издания приказа).
По мнению Л.Я. Островского, распоряжение о сверхурочных работах может быть только письменным (приказ и др.)2.
Безусловно, письменная форма распоряжения облегчает доказательственную базу в случае возникновения спорных ситуаций. Представляется, тем не менее, что не исключаются ситуации, когда в экстренных случаях (например, в целях предотвращения катастрофы, производственной аварии, немедленного устранения их последствий) распоряжение о сверхурочных работах может быть отдано в устной форме.
«С ведома» означает, что инициатива выполнения сверхурочных работ исходит от работника; наниматель (иное уполномоченное лицо) не предлагал и не распоряжался о производстве такого рода работ, но с таким предложением обращается работник, и на их выполнение получено согласие нанимателя (уполномоченного лица). При таких обстоятельствах налицо факт того, что наниматель знал, что сверхурочные работы выполняются (будут выполняться), и, следовательно, допускал их.
В этой связи для квалификации выполненных работ в качестве сверхурочных имеет значение установление обстоятельств относительно того, действительно ли такие работы выполнялись по предложению либо распоряжению нанимателя, либо с ведома последнего.
В соответствии с ч. 2 ст. 119 ТК не признается сверхурочной работа, выполненная сверх установленной продолжительности рабочего времени:
1) по инициативе самого работника без предложения, распоряжения или с ведома нанимателя;
2) работниками с неполным рабочим временем в пределах полного рабочего дня (смены);
3) работниками по совместительству у того же нанимателя при исполнении другой функции, а также у другого нанимателя сверх времени основной работы;
4) работниками-надомниками.
По смыслу указанной статьи приведенный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В то же время возникает вопрос, является ли приведенный перечень оптимальным, «закрывает» ли он все возможные случаи выполнения работы сверх нормальной продолжительности, которая, тем не менее, не считается сверхурочной?
Полагаем, имеет смысл дополнить приведенный перечень указанием работников с ненормированным рабочим днем, поскольку такие работники могут выполнять работу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени без какойлибо дополнительной оплаты. Такая работа не рассматривается как сверхурочная и компенсируется работнику в соответствии со ст. 158 ТК предоставлением дополнительного отпуска продолжительностью до 14 календарных дней. Однако следует отметить, что для работников с ненормированным рабочим днем нельзя признавать сверхурочной работу, являющуюся «продолжением» работы по должности (выполняемой трудовой функции). А если предлагаемая внеурочная работа не имеет никакого отношения к функциональным обязанностям? Ответ на данный вопрос может быть один: такая работа и для работника с ненормированным рабочим днем является недопустимой, поскольку в соответствии со ст. 20 ТК наниматель не вправе требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами.
1 Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Отв. ред. Г.А. Василевич. 3-е изд., перераб. и доп. Мн.: Амалфея, 2005. С. 490.
2 Островский Л.Я. Трудовой кодекс Республики Беларусь: Постатейный комментарий. Кн. V. Гл. 10–11. Мн.: Технопринт, 2000. С. 57.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 7 (78), июль 2007 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.