№ 1, январь 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде

Рубрика «Специалисты разъясняют. Прямая телефонная линия»

Л.В. Логвина, начальник отдела по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде Минского городского управления Департамента государственной инспекции труда, государственный инспектор труда

К обществу с ограниченной ответственностью (численность — 350 человек) присоединяется общество с дополнительной ответственностью (5 человек). Нужно ли уведомлять сотрудников обоих обществ о реорганизации (изменении существенных условий труда)? Записи в трудовую книжку и изменения в контракт вносятся только работникам присоединяющейся организации (ОДО)?

Трудовые отношения с работниками в случае реорганизации организации регулируются ст. 36 Трудового кодекса Республики Беларусь. Так, в соответствии с нормами данной статьи при реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации трудовые отношения с согласия работника продолжаются. Это является главной правовой гарантией для работников при таких обстоятельствах.

По смыслу указанной статьи от работника необходимо получить согласие на продолжение работы в новой, образованной в связи с реорганизацией, организации. Если же работник не выразит согласие на продолжение работы во вновь образованной организации, он подлежит увольнению по п. 5 ст. 35 ТК — отказ от продолжения работы в связи с реорганизацией организации. Законодательно форма согласия или несогласия не определена, однако желание работника должно быть четко выражено для того, чтобы избежать возникновения спора по данному вопросу, в том числе при увольнении работника. Поэтому согласие от работника необходимо получить в письменной форме.

Следует отметить, что законодатель предусмотрел одинаковое регулирование трудовых правоотношений с работниками при реорганизации юридических лиц в любом ее виде. Будь то реорганизация в виде разделения, выделения, присоединения или слияния, исключений при регулировании данных вопросов трудовым законодательством нет. Согласно гражданскому законодательст­ву реорганизация в виде присоединения имеет свои особенности. Так, при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ст. 53 Гражданского кодекса Республики Беларусь). При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом (ст. 54 ГК).

По факту осуществления реорганизации в любом ее виде следует издать приказ. Работники нового юридического лица знакомятся под роспись с приказом о реорганизации и здесь же могут выразить свое согласие или несогласие на продолжение трудовых отношений. Также возможно каждого из работников предварительно в порядке ст. 32 ТК письменно уведомить о предстоящей реорганизации и, соответственно, получить от работника письменное согласие или несогласие.

Особенно данная процедура сущест­венна для работников присоединяющейся организации.

При получении от работника согласия в трудовую книжку следует внести запись о реорганизации организации, а также указать, что работник продолжает работать на условиях ранее заключенного трудового договора. Запись в трудовую книжку работнику вносится в соответствии с п. 34 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 9 марта 1998 г. № 30, с последующими изменениями и дополнениями (далее — Инструкция о порядке ведения трудовых книжек работников).

Для работников присоединяющейся организации, безусловно, меняется наниматель как сторона трудового договора. В этой связи трудовые отношения работников с новым нанимателем необходимо оформить соответствующим образом, внеся изменения в трудовые договоры и трудовые книжки работников. Для работников организации (ООО), к которой присоединилась иная организация (ОДО), кроме самого факта реорганизации в виде присоединения другого юридического лица ничего не изменилось — наниматель остался преж­ним. Соответственно, при отсутствии изменений в трудовых правоотношениях с работниками, по  нашему мнению,  отсутствует и необходимость вносить какие­либо изменения в трудовой договор и трудовую книжку работников.

В организации около 30 водителей работают с пятидневной рабочей неделей (8-часовой рабочий день) и выходными в субботу и воскресенье. Иногда водителей приходится привлекать к работе в субботу (т.е. два водителя работают в одну субботу, два — в другую и т.д.). Как правильно с ними оформить отношения?

Режим труда и отдыха водителей регулируется Положением о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобильного транспорта, утвержденным постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 13 (далее — Положение). В той части, в которой режим рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей не регулируется указанным Положением, применяются общие нормы законодательства о труде Республики Беларусь.

При пятидневной и шестидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудового распорядка и графиками работ (сменности), утверждаемыми нанимателем по согласованию с профсоюзом с учетом специфики работы и с соблюдением установленной полной нормы продолжительности рабочего времени, которая не может превышать 40 часов в неделю (п. 4 Положения).

Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов и исчисляться согласно правилам внутреннего трудового распорядка или графику работ (сменности) с момента окончания рабочего дня (смены) накануне выходного (выходных) дня и до момента его начала в первый после выходного (выходных) рабочий день (п. 17 Положения).

Привлечение работника к работе в его выходной день, установленный правилами внутреннего распорядка или графиком работ (сменности), допускается только с его согласия, за исключением случаев, когда работа в выходной день выполняется:

  • для предотвращения катастрофы, производственной аварии, выполнения работ, необходимых для немедленного устранения их последствий или последствий стихийного бедствия;
  • для предотвращения несчастных случаев;
  • для устранения случайных или неожиданных обстоятельств, которые могут нарушить или нарушили нормальное функционирование водоснабжения, газоснабжения, отопления, освещения, канализации, транспорта, связи.

Если к работе в выходной день привлекается несколько работников, то наниматель должен получить согласие от каждого из них. Необходимость выполнения работы в выходной день с согласия или по инициативе работника определяет наниматель (ст. 142 ТК). Во избежание возникновения трудовых споров согласие от работников следует получить в письменной форме, в виде согласительной подписи работника на приказе.

Работа в выходной день может компенсироваться по соглашению сторон предоставлением другого дня отдыха или повышенной оплатой в размерах, установленных трудовым законодательством.

Выяснилось, что работник в организации работает по дубликату трудовой книжки. У него имеется еще одна трудовая книжка, которая заведена на него в другой организации, и там он работает также по основной работе. Как поступить с этим сотрудником? Можно ли его уволить?

При заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю трудовую книжку, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей (ст. 26 ТК).

Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности работника. Трудовые книжки ведутся на всех работников, работающих у нанимателя свыше пяти дней, если работа в этой организации является для работника основной (ст. 50 ТК).

Порядок ведения трудовых книжек определяется постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 1997 г. № 1635 с последующими изменениями и дополнениями,
а также принятой во исполнение данного постановления Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 9 марта 1998 г. № 30. Дубликат трудовой книжки выдается работнику в случае:

  • когда работник был незаконно переведен на другую постоянную работу или уволен нанимателем, а затем восстановлен на прежнем месте работы. По просьбе работника нанимателем, внесшим такую запись, выдается дубликат трудовой книжки без внесения в нее этой записи (п. 41 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников);
  • если трудовая книжка (вкладыш к ней) утрачена (п. 51 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников);
  • если трудовая книжка (вкладыш к ней) пришла в негодность (обгорела, изорвана и т.п.) (п. 52 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников).

Заполненный должным образом дубликат трудовой книжки лицо, поступаю­щее на работу, предъявляет нанимателю в качестве основного документа о трудовой деятельности. Дубликат трудовой книжки ведется нанимателем в установленном порядке.

Наличие у работника нескольких трудовых книжек и их одновременное ведение разными нанимателями действующим законодательством о труде не предусмотрено.

Установление того факта, что у работника имеется кроме дубликата еще одна трудовая книжка, не влечет какой­либо ответственности для того нанимателя, которому работник предъявил дубликат и который ведется данным нанимателем в установленном порядке.

Увольнение работника должно производиться в точном соответствии с основаниями, предусмотренными Трудовым кодексом Республики Беларусь или актами законодательства.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (84), январь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.