Важная роль в законодательстве Республики Беларусь отведена вопросам регулирования трудовых отношений молодых рабочих (служащих), молодых специалистов. Для данной категории работников предусмотрены определенные трудовые права и гарантированная повышенная социальная защита. Однако, имея в виду то обстоятельство, что правам корреспондируют соответствующие обязанности и наоборот, законодателем для данной категории работников предусмотрены и обязательства, предписано определенное поведение.
Все особенности статуса данной категории работников начинаются с момента трудоустройства молодого специалиста и прекращаются по истечении срока обязательной отработки.
Нормы Трудового кодекса Республики Беларусь не содержат определения понятия «молодой специалист», а лишь закрепляют основные вопросы. Возможно поэтому на практике часто к молодым специалистам относят тех, кто закончил обучение в профессиональнотехническом, среднем специальном или высшем учебном заведении. Однако это заблуждение.
Молодыми рабочими (служащими) или молодыми специалистами (далее - молодые специалисты) являются выпускники, получившие профессиональнотехническое, среднее специальное или высшее образование первой и второй ступени в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, направленные на работу по распределению[1].
К данной категории выпускников учебных заведений не относятся:
выпускники учебных учреждений, получившие образование без отрыва от производства;
выпускники дневной формы получения образования, которые хотя и обучались за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, но не прошли итоговую аттестацию;
выпускники учреждений, обеспечивающих получение профессиональнотехнического, среднего специального и высшего образования, получившие образование не за счет республиканского и (или) местных бюджетов;
выпускники дневной формы обучения, хотя и получившие образование за счет республиканского и (или) местных бюджетов, но которые в соответствии с законодательством имеют право на самостоятельное трудоустройство[2].
Ранее действовавшее постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2002 г. № 1423 «Об утверждении Положения о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессиональнотехническое, среднее специальное или высшее образование в дневной форме получения образования за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов» (далее -- постановление № 1423), было изложено на белорусском языке, что вызывало у определенной категории граждан некоторые затруднения в его понимании.
Согласно ст. 17 Конституции Республики Беларусь белорусский язык - один из государственных языков, однако отметим, что большинство законодательных и иных нормативных правовых актов изложено на русском языке. Полагаю, при издании нормативных правовых актов должно соблюдаться единообразие, в том числе и языковое, либо нормативный правовой акт должен быть изложен на 2-х государственных языках.
Постановление № 1423 утратило силу в связи с изданием Положения о распределении выпускников, которое, на мой взгляд, является наиболее полным по своему содержанию. Положение о распределении выпускников проясняет многие ранее возникавшие спорные вопросы и регулирует проблемные ситуации, которые были связаны с несоответствиями ранее действовавшего постановления № 1423 с другими актами законодательства.
Так, анализируя ранее действовавшее постановление № 1423, отмечу, что в нем не было предусмотрено увольнение молодого специалиста по ст. 40 ТК (расторжение трудового договора, заключенного на неопределенный срок, по желанию работника) в случае его поступления в учреждения образования на дневную форму обучение для получения образования более высокого уровня, равно как не предусматривалось увольнение молодого специалиста и по ст. 41 ТК, что противоречило абз. 6 подп. 4.3 п. 4 Положения о возмещении средств.
После принятия Решения Конституционного Суда Республики Беларусь от 16 октября 2007 г. № П223/2007 «Об упорядочении оснований расторжения трудовых договоров (контрактов) с молодыми специалистами» нормативные правовые акты, регулирующие правовое положение молодых специалистов, были приведены в соответствие.
Основная обязанность молодых специалистов - отработать по распределению - естественно, осталась без изменения. Так, согласно п. 30 Положения о распределении выпускников молодой специалист обязан прибыть к месту работы не позднее срока, указанного в свидетельстве о направлении на работу, и отработать по распределению определенный законодателем срок, который, в свою очередь, зависит от уровня полученного образования и составляет:
после получения профессиональнотехнического образования - один год;
после получения среднего специального или высшего образования - два года.
Срок работы по распределению начинает исчисляться со дня заключения трудового договора между молодым специалистом и нанимателем.
Исходя из изложенного, возникает вопрос: почему при установлении срока отработки по распределению законодатель предусмотрел равный срок отработки для лиц, получивших среднее специальное и высшее образование?
Полагаю, срок отработки по распределению необходимо устанавливать в зависимости от уровня образования. Так, для лиц, получивших среднее специальное образование, срок отработки по распределению считаю целесообразным сократить, например, до полутора лет. Что, в свою очередь, разграничило бы и строго зафиксировало не только уровни образования, но и вытекающие из определенного уровня образования последствия.
В части 2 п. 5 Положения о распределении выпускников отмечается, что выпускники высших медицинских учебных заведений, получившие высшее образование первой ступени в дневной форме получения образования за счет средств республиканского бюджета, направляются на работу по распределению после прохождения стажировки (интернатуры) и обязаны отработать два года после ее прохождения.
В ранее действовавшем постановлении № 1423 не было отдельно прописано данное уточнение, касающееся выпускников высших медицинских учебных заведений. На мой взгляд, данная конкретизация в ныне действующем Положении о распределении выпускников способствует однозначности понимания.
Обозначу: законодатель, говоря об обязанности отработать по распределению, допускает и право самостоятельного трудоустройства. Случаи возможного самостоятельного трудоустройства перечислены в п. 20 Положения о распределении выпускников. Однако ч. 8 п. 22 Положения о распределении выпускников предусмотрено, что выпускник, получивший не свидетельство о направлении на работу, а справку о самостоятельном трудоустройстве, автоматически лишается статуса молодого специалиста.
В силу действия п. 2, 3 ч. 5 ст. 28 ТК для молодых специалистов при заключении трудового договора предварительное испытание не устанавливается.
Данное условие не позволяет молодому специалисту быть уволенным по основанию, как не выдержавшему предварительное испытание (ст. 29 ТК), что говорит о стабильности и позволяет молодому специалисту чувствовать себя более уверенно.
[1] Шишко Г.Б. Новое в законодательстве о правах, обязанностях и ответственности молодых специалистов // КонсультантПлюс: Беларусь. ООО «ЮрСпектр». Мн., 2008.
[2] Часть 1 п. 5 Положения о распределении выпускников учреждений образования, получивших профессиональнотехническое, среднее специальное или высшее образование, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 1702 (далее - Положение о распределении выпускников).
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (93), октябрь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.