Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее — Закон о госслужбе) за более чем 5-летний срок своего действия подвергся минимальным корректировкам. А это, по большому счету, свидетельствует о том, что основные институты государственной службы основываются на относительно упорядоченном и стабильном правовом регулировании, обеспечивающем их эффективную работу.
Тем не менее в 2008 г. корректировке подверглись в той или иной степени более 30 статей Закона о госслужбе, что предопределяет необходимость их более детального анализа.
Во избежание повторов рассмотрим новеллы законодательного регулирования отношений государственной службы в той последовательности, в которой они изложены в Законе Республики Беларусь от 15 июля 2008 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственной службы» (далее — Закон от 15 июля 2008 г.).
Общие положения
Изменениям прежде всего подвергся ряд норм, содержащихся в главе «Общие положения» Закона о госслужбе. Так, скорректированы положения ч. 2 ст. 3 данного Закона относительно приравнивания государственных организаций к государственным органам.
Напомним, что согласно прежней редакции данной части к государственным органам в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, приравнивались государственные учреждения и иные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов.
Приведенная норма оказалась невостребованной, поскольку по своей сути приравнивание могло иметь место в случае наделения государственной организации такими же властными полномочиями, которые присущи государственному органу.
Практика пошла по пути отнесения работников конкретных государственных организаций, обеспечивающих деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, к категории государственных служащих. Поэтому новой редакцией ч. 2 ст. 3 Закона о госслужбе предусмотрено следующее. Для целей этого Закона под государственными органами понимаются также государственные учреждения и иные государственные организации, обеспечивающие деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, работники которых в соответствии с законодательными актами, закрепляющими их правовой статус, являются государственными служащими.
Безусловно, можно спорить, насколько удачной является новая формулировка нормы, но ее понимание и применение должны основываться именно на акценте отнесения работников государственных учреждений и иных организаций, обеспечивающих деятельность Президента Республики Беларусь или государственных органов, к государственным служащим. Такое отнесение не является автоматическим, а основывается на законодательных актах, определяющих статус указанных учреждений и организаций.
В связи с созданием ряда новых государственных органов, учреждений и организаций претерпел изменения абз. 2 п. 1 ст. 12 Закона о госслужбе, касающийся комиссий по присвоению классов, порядок создания которых определяется Президентом Республики Беларусь. В частности, в данном абзаце уточнены позиции относительно Комитета государственного контроля Республики Беларусь и его органов, Национального банка Республики Беларусь и его структурных подразделений, Информационно-аналитического центра при Администрации Президента Республики Беларусь, Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.
В новой редакции абзаца содержится указание на Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, государственное учреждение «Главное управление по обслуживанию дипломатического корпуса и официальных делегаций «Дипсервис», Государственную инспекцию охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.
Необходимо также отметить, что Законом от 15 июля 2008 г. п. 2 ст. 12 Закона о госслужбе дополнен словами «если иное не установлено Президентом Республики Беларусь». Из этого следует, что содержащееся в указанном пункте правило о том, что решения комиссий по присвоению классов, принимаемые большинством голосов их членов и утверждаемые решениями, приказами, распоряжениями и иными актами соответствующих государственных органов, принявших решения о назначении, избрании, утверждении государственных служащих на должности, могут быть скорректированы актами Президента Республики Беларусь.
Законом от 15 июля 2008 г. уточнены порядок и условия присвоения государственному служащему более высокого класса по сравнению с классом, с которым соотносится занимаемая им государственная должность.
Напомним, что согласно прежней редакции ч. 3 п. 1 ст. 13 Закона о госслужбе государственным служащим, которым присвоено звание «Герой Беларуси», награжденным орденами и медалями Республики Беларусь и СССР, и государственным служащим, которым присвоены почетные звания Республики Беларусь и СССР, может быть присвоен класс (кроме высшего) на один выше по сравнению с классом, предусмотренным перечнем государственных должностей, соответствующих классам государственных служащих.
На практике возникали вопросы относительно того, подпадают ли под действие указанной нормы государственные служащие, награжденные юбилейными медалями. Такие награждения имели и имеют место по случаю важных юбилейных дат в истории государства; указанные награды получает, как правило, значительное количество работников (ветераны, военнослужащие, государственные служащие и др.).
Поскольку акцент в ч. 3 ст. 13 Закона о госслужбе сделан на персонификацию заслуг конкретного государственного служащего, приведенная выше норма дополнена словами «за исключением юбилейных медалей Республики Беларусь и СССР», из чего следует однозначный вывод, что награждение государственного служащего юбилейной медалью исключает возможность присвоения ему более высокого класса по сравнению с классом, предусмотренным перечнем государственных должностей, соответствующих классам государственных служащих.
Кроме того, ст. 13 Закона о госслужбе дополнена двумя новыми частями — 5 и 6, в которых оговариваются условия присвоения государственным служащим более высокого класса по основаниям, предусмотренным ч. 3 данной статьи.
Так, согласно ч. 5 ст. 13 Закона о госслужбе присвоение классов по вышеуказанным основаниям может быть произведено один раз за период нахождения государственного служащего на государственной службе.
Часть 6 данной статьи касается случаев поступления лиц, имеющих квалификационный класс судьи, на работу в другие государственные органы (вне судебной системы): при поступлении лица, имеющего квалификационный класс судьи, на работу в государственный орган на государственную должность ему может быть в установленном порядке присвоен в соответствии с квалификационным классом более высокий класс государственного служащего, чем предусмотренный по данной государственной должности, но не более чем на два класса. Данная норма существенна, если учесть, что согласно п. 2 ст. 11 Закона о госслужбе для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых 12-й класс является низшим, тогда как в силу положений ч. 1 ст. 106 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей для судей судов Республики Беларусь устанавливается высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы.
Поэтому вполне логично, если лицу, имеющему, например, 2-й класс судьи, при занятии государственной должности, которой соответствует 6-й класс государственного служащего, будет присвоен 4-й класс государственного служащего.
Уточнены функциональные обязанности кадровой службы государственного органа (ст. 16 Закона о госслужбе): с учетом внесенных изменений в абз. 4 п. 1 указанной статьи кадровая служба обеспечивает также проведение квалификационного экзамена для лиц, впервые поступающих на государственную службу.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 11 (94), ноябрь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.