№ 12, декабрь 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Делегирование полномочий руководителя в коммерческих организациях

Рубрика «Трудовое законодательство»

В.Э. Самосейко, юрист

Отсутствие в законодательстве четкой регламентации порядка временного заместительства должностного лица, выполняющего функции единоличного исполнительного органа юридического лица (далее — руководитель), может привести, в частности, к незаконному делегированию полномочий руководителя или назначению руководителем на непродолжительный период. В результате полномочия временного руководителя могут быть признаны незаконными. Как следствие, неправомерными могут быть признаны все действия, которые он совершит за время своего «руководства», со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

«Исполняющий обязанности»

Как правило, временное заместительство руководителя на практике обозначают единым понятием — «исполнение обязанностей» и соответствующей аббревиатурой — «и.о.». Исторически данное понятие появилось в 1965 г. в связи с принятием разъяснений Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 декабря 1965 г. № 30/39 «О порядке оплаты временного заместительства».

В настоящее время действующее трудовое и хозяйственное законодательство не содержат ни определения «исполняющий обязанности», ни четкой регламентации исполнения обязанностей временно отсутствующего руководителя. Само понятие «исполняющий обязанности» (наравне с такими как, например, «декретный отпуск» и «административный отпуск») является наследием советского законодательства. Однако, несмотря на это, оно активно используется в практической деятельности как универсальное обозначение временного выполнения функций руководителя.

Примечание. На практике на основании вышеназванных разъяснений сложилось ложное представление, что лицо назначается исполняющим обязанности на вакантную должность не более чем на 1 месяц. Хотя в самих разъяснениях (п. 2) указано, что в случае назначения работника исполняющим обязанности по вакантной должности вышестоящим органом управления руководитель предприятия, учреждения, организации обязан не позднее месячного срока со дня принятия трудящегося на работу представить в вышестоящий орган управления документы для его назначения на должность. Данный вышестоящий орган в свою очередь в месячный срок со дня получения документов должен рассмотреть вопрос и сообщить руководителю о результатах. В результате получалось не более 2-х месяцев.

ПРИМЕР 1

Бывший работник обратился с иском в суд о восстановлении на работе. Судьей был проверен приказ об увольнении, подписанный и.о. руководителя. Далее в судебном заседании был установлен факт, что у замещающего лица нет права для того, чтобы действовать от имени директора, т.к. приказ о делегировании полномочий директора был составлен неверно. Приказ об увольнении был признан незаконным. В итоге суд принял решение о восстановлении работника в прежней должности и оплате вынужденного прогула.

ПРИМЕР 2

Во время отсутствия директора исполняющий его обязанности работник подписал крупный контракт. Этот контракт был впоследствии оспорен недовольным партнером. Основной аргумент, на основании которого суд признал контракт недействительным, — отсутствие у подписавшего его должностного лица должных полномочий. В результате организация понесла большие финансовые потери 

Правовое регулирование

Порядок временного заместительства единоличного исполнительного органа регулируется в первую очередь трудовым и хозяйственным законодательством.

К основным нормативным правовым актам, регулирующим порядок временного заместительства руководителя, в частности, относятся:

  • Трудовой кодекс Республики Беларусь;
  • Гражданский кодекс Республики Беларусь;
  • Закон Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. «О хозяйственных обществах» с последующими изменениями и дополнениями (далее — Закон о хозяйственных обществах);
  • Устав, положение о единоличном исполнительном органе и др.

Юридическое оформление

Возможные варианты временного выполнения обязанностей руководителя:

  • возложение выполнения обязанностей руководителя на штатного заместителя или иного работника организации;
  • прием на работу руководителя по срочному трудовому договору или перевод работника организации на вакантную должность руководителя;
  • передача полномочий единоличного исполнительного органа по гражданско-правовому договору другому юридическому лицу (управляющей организации);
  • выполнение обязанностей руководителя по гражданско-правовому договору индивидуальным предпринимателем (профессиональным управляющим).

В отечественной практике наибольшее распространение получили первые два варианта. Остальные варианты допустимы белорусским законодательством, однако являются скорее исключением из практики (в отличие, к примеру, от России).

Действующее трудовое законодательство не содержит такой правовой формы оформления временного заместительства руководителя, как «исполнение обязанностей». Доступные формы юридического оформления — совмещение (ст. 67 ТК), временное заместительство (временный перевод) (ст. 33, 68 ТК), перевод (ст. 30 ТК), срочный трудовой договор (п. 4 ч. 1 ст. 17 ТК).

При переводе — как постоянном, так и временном — правомочным по принятию такого решения является орган, которому законодательством и (или) учредительными документами предоставлено право приема и увольнения руководителя. В данном случае требования к порядку назначения (избрания) будут те же, что и при избрании (назначении) руководителя в обычной ситуации.

Пошаговые рекомендации по оформлению возложения обязанностей временно
отсутствующего руководителя (совмещение)

Шаг первый. Закрепляем в уставе, положении о руководителе порядок возложения обязанностей руководителя на период его временного отсутствия.

Порядок взаимной замены заместителей руководящих работников может быть определен в локальных нормативных правовых актах, например, в положениях, должностных инструкциях.

Если в учредительном документе подробно прописана вся процедура, то издания отдельного приказа не требуется. Днем, с которого замещающий работник приступит к обязанностям, будет первый день отпуска, командировки, болезни директора, а окончание трудовой миссии будет определяться днем выхода руководителя на работу.

Шаг второй. Прописываем в трудовой договор (контракт), должностную инструкцию руководителя, заместителя руководителя порядок выполнения обязанностей временно отсутствующего руководителя. При необходимости определяется оплата труда лица, на которого возлагается выполнение обязанностей руково­дителя.

Возложение на работника выполнения обязанностей руководителя, юридически оформленное как совмещение (его разновидность — выполнение обязанностей временно отсутствующего работника), является изменением существенных условий труда (ст. 32 ТК).

Так как заранее (более чем за месяц) отсутствие руководителя предвидеть в ряде случаев затруднительно, то, чтобы освободить нанимателя от обязанности письменного предупреждения за один месяц, целесообразно предусмотреть в трудовом договоре (контракте), а также в должностных инструкциях руководителя, заместителя руководителя условия о возложении обязанностей руководителя на время его отсутствия.

В трудовых договорах (контрактах) иных работников (не заместителей руководителя) целесообразно предусмотреть условия о доплате за возможное совмещение.

При определении оплаты дополнительного труда лица, на которого возложено выполнение обязанностей руководителя, следует руководствоваться ст. 67 ТК.

При этом оснований для установления доплаты, предусмотренной нормами ст. 67 ТК, заместителю руководителя организации (штатному) за выполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя не имеется[1]. На заместителя руководителя организации возлагаются должностные обязанности соответствующего руководителя в случае временного его отсутствия (отпуска, болезни, увольнения), а также выполнение определенных работ по управлению организацией или обеспечению ее деятельности в соответствии с Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 32, с последующими изменениями и дополнениями (далее — Общие положения ЕКСД). Следовательно, заместитель руководителя организации обязан во время отсутствия соответствующего руководителя выполнять его функции.

Шаг третий. Оформляем передачу полномочий.

1. Готовим приказ. Унифицированной формы для данного приказа нет, по-этому составляем его в свободной форме с учетом требований СТБ 6.38-2004[2]. В случае временного отсутствия руководителя организации (отпуск, болезнь и т.п.) его должностные обязанности возлагаются на штатного заместителя, однако если заместителя у директора нет, то эти обязанности могут быть возложены на другого сотрудника.

Для обеспечения выполнения обязанностей руководителя со стороны временного руководителя, как в рамках юридического лица, так и в отношении третьих лиц, необходимо издавать приказ и выдавать соответствующую доверенность.


[1] См.: Новикова И.Н. Можно ли в случае отсутствия руководителя организации установить доплату его заместителю, выполняющему обязанности данного руководителя? // КонсультантПлюс: Вопросы — Ответы: Белорусский выпуск. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО “ЮрСпектр”. Минск, 2008.

[2] Государственный стандарт Республики Беларусь (СТБ) 6.38­2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (95), декабрь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.