На вопрос отвечает А.Н. Гараева,
главный экономист отдела развития систем оплаты труда главного управления труда и заработной платы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
В настоящее время все большее число авиакомпаний вводят систему продажи электронных билетов, которая не предполагает выдачу на руки пассажиру авиабилета на бумажном носителе.
Просим дать разъяснение:
что включает в себя понятие «электронный билет»;
могут ли быть расходы по авиаперевозке с использованием электронного билета включены в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении, и возмещены работнику при наличии у нанимателя, отправившего работника в командировку, оригиналов маршрутной квитанции электронного билета или посадочного талона?
Расходы по проезду до места командирования и обратно возмещаются командированному работнику при обязательном представлении им подтверждающих документов в оригинале (п. 53.1 Положения о регулировании труда работников, направленных на работу в учреждения Республики Беларусь за границей, и гарантиях и компенсациях при служебных командировках за границу, утвержденного постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 14 апреля 2000 г. № 55, с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Положение).
Данным Положением определен порядок возмещения расходов по проезду до места командирования и обратно (по нормам, установленным Министерством финансов Республики Беларусь), в соответствии с которым произведенные расходы включаются в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при ценообразовании и налогообложении (далее -- затраты).
Установлено, что электронный билет - это метод документирования продажи перевозки и контроля перевозки, не требующий оформления бумажного документа (п. 2 постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 28 июня 2008 г. № 76 «Об утверждении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации»).
Электронный билет является документом, удостоверяющим договор перевозки пассажира и багажа, в котором информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронноцифровой форме. При оформлении электронного билета в компьютерной системе бронирования билету автоматически присваивается уникальный номер документа, по которому осуществляется учет и контроль за использованием данного электронного билета.
При оформлении электронного билета на руки пассажиру по его требованию должна быть выдана маршрут/квитанция с вручением в бумажном виде всех обязательных для билета уведомлений и извещений.
Маршрут/квитанция является составной частью электронного билета и сама по себе не дает право на полет и должна быть оформлена и выдана пассажиру по его требованию в одном из двух видов:
распечатанной на бумажном носителе (формат А4);
при переводе электронного билета в статус «распечатан» - на бланке строгой отчетности пассажирского билета и багажной квитанции (электронный и бумажный билет в данном случае имеют один и тот же номер).
При оплате оформленного электронного билета за наличный расчет документом, подтверждающим факт и сумму оплаты, является кассовый чек или приходный кассовый ордер.
Таким образом, полагаем, что основанием (подтверждающим документом в оригинале) для возмещения работнику, а также включения в вышеназванные затраты стоимости электронного билета, будет являться предоставление работником документов, подтверждающих приобретение электронного билета (маршрут/квитанция, кассовый чек и др.). При этом, согласно нормам указанного Положения, расходы за проезд могут быть возмещены работнику как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь на дату авансового отчета.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (95), декабрь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.