Однажды утром Иван Дурак, собираясь на работу, начал чистить ботинки. Надо сказать, что делал Иван все на совесть, и поэтому нечаянно выдавил весь тюбик с кремом для обуви. И пока он засовывал крем обратно, не заметил, как пролетело время. Когда Иван пришел в себя, то понял, что опаздывает на работу на 20 минут. А работал Иван ни где-нибудь, а в известнейшей компании «Баба Яга корпорейшен», которая славилась высокой зарплатой и жесткими требованиями к сотрудникам. А это значило, что из ивановской сказочной зарплаты не только вычтут по 10 у.е. за каждую минуту опоздания, но отправят еще и на поиски какой-нибудь новой метлы.
И самое обидное, что Ягу совершенно не волновало, что Иван перерабатывал почти каждый день. Она считала, что это личное дело каждого сотрудника, и если он не справляется с работой вовремя, то пусть сидит, сколько хочет, но назавтра в офисе чтобы был ровно в 9.00! Вот такая злая была эта Яга. Она думала, что дисциплина очень важна, и что если кому-то будут поблажки, то все остальные распустятся, и корпорация будет походить на цветущее болото. На самом же деле в корпорации сложилась очень напряженная атмосфера, потому что все боялись гнева Яги.
Но причиной всех страхов являлась даже не она, а начальница отдела по работе с персоналом Зинаида Горгонова. Именно она придумала систему электронного учета рабочего времени. Например, приходит сотрудник в офис — будь добр, приложись пластиковой карточкой к специальному ящичку, а то двери не откроются. Хочешь выйти — сделай то же самое! И это нужно было делать возле каждой двери в офисе! А чтобы нельзя было списать свои опоздания на сбои в электронике, предприимчивая Зинаида Горгонова заставила трех «медведей», являющихся охранниками предприятия Яги, всем сотрудникам ежедневно давать журнал для подписи. А потом у Горгоновой на столе оказывалась распечатка по каждому сотруднику: когда, где, куда, во сколько, сколько раз он приходил и выходил. Просто какая-то система электронного шпионажа!
На основании этой распечатки Баба Яга вместе с Зинаидой Горгоновой строили свою стратегию депремирования сотрудников и оптимизировали расходы компании на зарплату.
И было Ивану очень все это обидно, потому что работа его была творческая. Он даже дома думал о том, чье лицо будет у рекламной кампании (рекламировали ступы для перелета на дальние расстояния). А это совсем не учитывалось при начислении штрафов!
Вот, например, друг Ивана был врачом, и если бы он опоздал на операцию, то могла бы случиться непоправимая трагедия. А если бы на работу опоздал «гном» Иннокентий, который работает кладовщиком в «Баба Яга корпорейшен», то сотрудники производственного отдела не получили бы вовремя производственные материалы и проекты не были бы сданы в срок. А если опоздает секретарь самой Яги Елена Прекрасная, то тогда вообще вся работа остановится.
Но в отличие от Ивана, все эти люди работают только в офисе, а не дома, в дороге, во сне, и деньги они получают именно за присутствие на рабочем месте! Но Иван-то всегда был на связи мобильной и электронной, и его работа совершенно не зависела от времени прихода!
Решил Иван вообще на работу не ходить. Зачем унижаться, выслушивая выговор от злой Бабки Ежки, и лишаться заслуженной премии! Поэтому Ваня позвонил на работу и сдавленным голосом доложил секретарше Елене Прекрасной, что заболел и никак не сможет присутствовать в офисе. Также Иван упомянул о том, что так любит свою работу, что несмотря на напавшую на него болезнь, весь день проведет у компьютера и будет доступен по электронной почте, чтобы ни в коем случае не пропустить новых заданий.
Обстановка дома была спокойная — никто на Ивана не давил, не требовал ежечасно отчета о проделанной работе, не заставлял протирать штаны на совещаниях, после которых так трудно снова переключиться на творчество, никто не звал на перекуры и чашечки чая, перетекающие в бесконечные сплетни. Благодаря всем перечисленным факторам Ивана посетила Муза, причем пришла она совершенно самостоятельно, без обычных просьб и мучительных ожиданий. Иван и Муза быстро покреативили и за пару часов закончили работу, на которую в офисе ушел бы целый день, если учитывать все вышеперечисленные помехи.
Иван хотел было отправить результаты своего труда непосредственному руководителю, но вовремя остановился. Он справедливо подумал, что тотчас получит новое задание, а раз он взял отгул, то имеет право на отдых. И еще, если он сослался на болезнь, то слишком энергичный труд может вызвать подозрение о состоянии его здоровья. В общем, с информированием руководства о творческих успехах Иван решил повременить.
Наслаждаясь тишиной, он задумался о том, что было бы здорово, если бы его зарплата зависела только от результата работы, а не от своевременных приходов в офис и четкого выполнения корпоративных правил.
— Дорогой Иван, знаю я, как горю твоему помочь, как печаль твою развеять, — прозвучал откуда-то нежный голос.
Это неожиданно к Ивану вернулась Муза. Ей ведь тоже очень трудно было являться к нему в те моменты, когда он был озабочен вопросами соблюдения правил внутреннего трудового распорядка. На самом деле она хотела владеть умом нашего героя безраздельно, и поэтому была очень заинтересована в том, чтобы освободить его от влияния злых волшебниц — Горгоновой и Яги.
— А как ты поможешь мне? — удивился Иван. — Ведь ты такая беззащитная и слабая!
— О! Я, конечно же, не собираюсь бороться в одиночку с Бабой Ягой. Я покажу тебе, какие еще корпорации существуют, и надеюсь, что мы найдем подходящую, где нам с тобой будет комфортно работать. В вашем офисе очень напряженная обстановка, я чахну и вяну в такой атмосфере! — капризно закончила Муза.
— Ты думаешь, что мне пора менять работу? — поинтересовался Иван.
— Конечно! Там, где живет страх, нет места творчеству! И, кстати, чем больше человек боится, тем больше опаздывает!
— Это что, модная теория?
— Научно доказанный факт! Чем больше неприятных ассоциаций связано с работой, тем меньше на нее хочется торопиться! Уж мы-то, Музы, это знаем наверняка! Знаешь, сколько наших от твоей Бабы Яги сбежало… Не перечесть! — с оптимизмом рассказывала Муза, радуясь возможности блеснуть эрудицией.
— Знаешь, я согласен с тобой, от Бабы Яги многие сбегают, слишком уж давит она. Ладно, показывай свои корпорации, — решился Иван.
— Хорошо. Тогда собирайся. Сегодня мы обойдем с тобой несколько королевств, где требуются сотрудники твоей квалификации, и, быть может, найдем что-то более достойное для нашей творческой души.
***
Первое королевство, в которое перенесла Ивана Муза, выглядело весьма серьезно: многоэтажные домики нависали над узкими витыми улочками как книжные стеллажи в библиотеке. Между домиками еле-еле протискивались огромные машины, которые, судя по надписям на них, перевозили корреспонденцию различной степени важности. Муза привела Ивана к дверям самой престижной и лучшей в королевстве корпорации, которая внешне из-за множества полочек, ящичков, гор бумаги, которые какие-то люди перевозили из кабинета в кабинет на маленьких тележках, напоминала огромный архив. Муза рассказала, что фирма принадлежит Кощею, а человек он очень педантичный и скрупулезный. Любит всякие списки, архивы, коробочки, сундучки.
После получения основной информации по вакансии от Ученой Совы, которая заведовала кадрами, Иван приступил к собственному опросу.
— А скажите, как в вашей корпорации поступают с опоздавшими?
— О! Опозданий у нас практически не бывает! У нас строгий распорядок, который все должны неукоснительно выполнять. Если опоздал, неважно на сколько, то должен написать объяснительную записку. Если причина уважительная, то все нормально, но если нет, то начальник объявляет выговор или делает замечание. Если сотрудник накопил несколько выговоров, то его увольняют. Мы очень чтим закон и у нас все строго регламентируется и подкрепляется документами. Так что все очень просто — или ты живешь по нашим правилам, или не работаешь у нас! — гордо сообщила Ученая Сова. —Нам очень нужны творческие люди, но так трудно найти нормальных! — продолжала Сова, подозрительно взглянув на Ивана.
— Пойдем скорей отсюда! — пропищала Муза. — Здесь столько пыли, что у меня начался насморк!
Ивану тоже не понравилось такое положение вещей, потому что здесь было не лучше, чем у Бабы Яги. Бюрократия душит творчество не меньше, чем страх. И Иван поспешил ретироваться.
***
Следующая корпорация находилась в веселом королевстве Трехглавого Дракона. Он сам проводил собеседования с сотрудниками, потому что был очень демократичным. Все три его головы радостно заржали, и Дракон протянул Ивану все свои четыре лапы для рукопожатия.
— Я ненавижу всякие формальности, так что давай сразу перейдем на ты! — громогласно продолжал Дракон.
Они обсудили перспективы иванова процветания и обогащения в корпорации «Три Д» и перешли к организационным вопросам.
— У нас самая лучшая рабочая обстановка для творчества! — радостно ответил Дракон на традиционный вопрос Ивана. — Каждый сотрудник сам определяет часы своей работы, главное, чтобы он сообщил об этом заранее. Вот, например, я (Дракон указал лапой на одну из голов) — сова, могу работать только вечером. Зато вот он (голова указала на соседнюю) — жаворонок. Мы с ним распределяем обязанности на первую и вторую половины дня. Каждый месяц мы составляем индивидуальный график. Это нужно для того, чтобы была согласованность в работе и в офисе в любое время присутствовали бы нужные люди. Если есть какие-то встречи, и они начинаются раньше, чем обычный график работы этого сотрудника, то он может уйти в этот день пораньше.
— А не получается так, что все сотрудники делают что хотят и опаздывают еще больше? — удивился такой свободе нравов Иван.
— Нет, конечно! Во-первых, так работа идет веселее, и больше доверия между сотрудниками и нами (Дракон указал передними лапками на свои три головы). Конечно, не все творческие люди способны быть дисциплинированными. Но у нас работают только такие, которых настолько мотивируют задачи нашей корпорации, что они с радостью спешат приступить к их выполнению. И потом, сотрудники очень ценят, когда их мнение уважают. И еще, я открою тебе секрет: я все время держу ситуацию под контролем. Когда одна моя голова устала, две другие все видят! Так по очереди и отдыхаем!
Ивану и Музе очень понравилось в корпорации «Три Д», но они решили посмотреть еще другие компании, чтобы сделать самый что ни на есть верный выбор.
***
Фирма, которая принадлежала Одноглазому Лиху, оказалась тоже весьма либеральной. Лихо было очень занято своими делами и закрывало свой единственный глаз на все опоздания сотрудников. Лихо считало, что ничего страшного нет, если сотрудник задержится на пять-десять минут, если это не мешает делу. Тем более что при таком раскладе, если сотруднику нужно будет задержаться после работы, он не будет требовать сверхурочных. Вот такое практичное было это Лихо. Но Музе с Иваном не очень понравилось в его королевстве, потому что в нем царило полное безразличие. Хотя, конечно, это было лучше, чем тотальный страх, как у Бабы Яги, но все же Иван, как любой творческий человек, хотел работать осмысленно, вовлекаться эмоционально в процесс, переживать за результат работы, чувствовать себя нужным. А у Лиха всем было друг на друга наплевать, а когда к личности нет никакого внимания, она тоже загнивает. Только не от страха, а от пустоты. Поэтому отправились они дальше.
***
Последнее королевство выглядело совершенно волшебно: летящие легкие конструкции, современная модная техника, а офис главной корпорации напоминал парусник, устремленный в самое небо. Все здание было сделано из прозрачного и невесомого материала. Когда Иван поднимался по лестнице или ехал в лифте, ему казалось, что он летит по небу. Встретила его сама глава корпорации — Василиса Премудрая. Она не расставалась с маленьким карманным компьютером, и когда он начинал вибрировать, внимательно смотрела на экран. Но это совершенно не мешало ей сохранять доброжелательную улыбку и не отвлекаться от собеседника.
— В вашей компании так мало сотрудников!
— Ты, Иван, ошибаешься, у нас огромная компания, просто многие сотрудники работают не здесь.
— А где же? — удивился Иван.
— А я даже не знаю! — засмеялась Василиса. — У нас офис виртуальный. На местах находятся только те, кто работает с клиентами. Все остальные могут работать где угодно. Самое главное — наличие связи. Телефон, электронная почта, скайп, все что угодно, лишь бы сотрудник был доступен в любое время. Он может работать хоть ночью, а весь день заниматься своими делами. Правда, у нас есть определенные часы, когда мы проводим совещания, конечно же, виртуальные. Это очень удобно: большая экономия и полная свобода. Работаем только на результат! У нас есть премии, бонусы, совместные мероприятия — это нужно, чтобы люди общались. Если хотят, они могут встречаться в офисе или еще где-то и работать вместе, а не хотят, могут общаться на расстоянии. Это тоже удобно — стольких стычек, зависти, сплетен и всех сопутствующих офисной жизни проблем удается избежать. Знаешь, мир изменился, информационные технологии развиваются так быстро, что невозможно это не учитывать. Я полагаю, что наша корпорация самая продвинутая и привлекательная для творческих людей! — Василиса с гордостью закончила свою речь.
Иван с Музой очень удивились такому нетрадиционному подходу к делу и задумались. Им очень понравилось и у Дракона, и у Василисы. Только вот никак не могли они решить, что же им подходит больше.
Конечно же, они примут самое верное решение, которое устроит их обоих. А мы с вами не будем мешать им думать, а отправимся размышлять по своим волшебным корпорациям. И кто знает, может, кого-то из нас тоже посетит Муза?!
А сказка наша закончилась, но, конечно же, у каждой сказки должна быть мораль.
Есть очень много разных подходов к работе и то, что хорошо для одних сотрудников, не совсем подходит другим. Например, для творческого человека очень важна свобода, и есть много способов создать таким сотрудникам нужную атмосферу, никак не нарушая бизнес-процесс, а даже наоборот, позитивно влияя на результат. Но, с другой стороны, человек может воспользоваться данной ему свободой, только если он чувствует свою личную ответственность за результат работы. Если работа его мотивирует и вдохновляет, то никакие опоздания не помешают закончить ее в срок и с наилучшим результатом!
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (85), февраль 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.