№ 2, февраль 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Вопрос-ответ

Рубрика «Консультации для всех»

На вопрос отвечает А.П. Чичина,
юрист

Организация А. с 1 февраля 2008 г. реорганизуется путем присоединения к организации В. Какие записи следует внести в трудовые книжки работникам (наименование их должностей и функции не изменились)? Следует ли издавать приказ о продолжении трудовых отношений, если приказ о реорганизации уже издан?

При смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером по п. 1-1 ст. 47 Трудового кодекса Республики Беларусь с выплатой выходного пособия в размере не менее трех среднемесячных заработков (ч. 2 ст. 36 ТК, ст. 48 ТК).

При смене собственника имущества организации и реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации трудовые отношения с согласия работника на условиях, предусмотренных трудовым договором, продолжаются. При отказе работника от продолжения работы по той же профессии, занимаемой должности трудовой договор прекращается в соответствии с п. 5 ст. 35 ТК (ч. 3 ст. 36 ТК).

Если условия, предусмотренные трудовым договором по той же профессии, занимаемой должности, не могут быть сохранены, трудовой договор может прекращаться в соответствии с п. 1 ст. 42 ТК (ч. 4 ст. 36 ТК).

При смене собственника имущества организации сокращение численности или штата работников допускается только после государственной регистрации перехода права собственности (ч. 5 ст. 36 ТК).

Если при смене собственника имущества организации и реорганизации юридического лица работник выразил согласие на продолжение работы у нового нанимателя, то действие прежнего трудового договора не прекращается и все предусмотренные им условия (в том числе профессия, занимаемая должность, заработная плата и др.) обязательны для этого нанимателя. В случае несогласия нового нанимателя с условиями трудового договора, заключенного с прежним нанимателем, изменения в трудовой договор могут быть внесены только в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом.

Действующее законодательство о труде не регулирует порядка оформления трудовых отношений с работниками при реорганизации юридического лица, смене собственника имущества организации. Представляется, что в целях упорядочения трудовых правоотношений с работниками новый наниматель должен издать приказ (распоряжение) и сделать соответствующие записи в трудовых книжках. Приказом (распоряжением) нового нанимателя оформляется констатация факта установления (продолжения) трудового правоотношения с конкретным работником. Такой приказ (распоряжение) является односторонним правовым актом нанимателя, но не выступает в качестве правообразующего юридического факта, которым является ранее заключенный с прежним нанимателем трудовой договор.

В приказе (распоряжении) должны быть указаны: факт реорганизации (смены собственника имущества) юридического лица; его наименование (если оно изменяется); фамилия, имя и отчество (полностью) каждого работника; точное наименование их трудовой функции, определенной трудовым договором с прежним нанимателем, и др.

Приводим примерный образец приказа о продолжении трудовых отношений при реорганизации организации в форме преобразования.

Открытое акционерное общество «Виолетта»

ПРИКАЗ

01.02.2008  № 9-к

г. Минск

О продолжении трудовых правоотношений

с работниками ЗАО «Альбина»

 

Согласно протоколу общего собрания акционеров ЗАО «Альбина» от 01.02.2008  № 7 ЗАО «Альбина» преобразовано в ОАО «Виолетта».

В соответствии с ч. 3 ст. 36 Трудового кодекса Республики Беларусь и в связи с реорганизацией в форме преобразования ЗАО «Альбина» в ОАО «Виолетта»

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Продолжить трудовые отношения с ОАО «Виолетта» по той же должности со следующими работниками (с их согласия):

Петровым Петром Петровичем - заместителем директора;

Сидоровой Марией Ивановной - главным бухгалтером;

Васильевым Иваном Ивановичем - начальником отдела кадров.

2. Начальнику отдела кадров И.И. Васильеву в установленном порядке произвести соответствующие записи в трудовые книжки указанных выше работников.

 

Директор общества                  Подпись                 И.И.Иванов

 

Визы                              

 

С приказом ознакомлены и согласны:       Подпись                 П.П.Петров

                                               01.02.2008

 

                                   Подпись                 М.И.Сидорова

                                               01.02.2008

 

                                   Подпись                 И.И.Васильев

                                                                                              01.02.2008

Правовое значение такого приказа (распоряжения) заключается в том, что на его основании в трудовые книжки работников новым нанимателем вносится соответствующая запись.

Трудовой кодекс не регулирует вопрос о необходимости вносить изменения в трудовой договор в связи с реорганизацией (сменой собственника имущества) организации. Однако, если в результате реорганизации (смены собственника имущества) организации изменяется наименование нанимателя, необходимо этот факт отразить в трудовом договоре путем составления дополнительного соглашения.

При отказе работника от продолжения работы по той же профессии, занимаемой должности трудовой договор прекращается по п. 5 ст. 35 ТК. Мотивы такого отказа юридического значения не имеют. Прекращение трудового договора по этому основанию не является увольнением по инициативе нанимателя, поэтому в таком случае не действуют дополнительные гарантии, установленные законодательством. Однако при прекращении трудового договора по основаниям, указанным в п. 5 ст. 35 ТК, работникам выплачивается выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка (ч. 2 ст. 48 ТК).

Если в период работы происходит передача организации из подчинения одного органа в подчинение другого либо смена собственника имущества и реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) организации, а трудовые отношения с согласия работника продолжаются, то об этом отдельной строкой в графе 3 трудовой книжки производится соответствующая запись, а в графе 4 записываются номер и дата приказа (распоряжения), на основании которого указанные изменения произведены (п. 34 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 9 марта 1998 г. № 30, с последующими изменениями и дополнениями).

Приведем пример записи, вносимой в трудовую книжку работника, который при реорганизации организации в форме преобразования выразил согласие работать у нового нанимателя:

Образец записи в трудовой книжке

 

  5   01  02 2008 

 

В связи с реорганизацией в форме преобразования Закрытого акционерного общества «Альбина» в Открытое акционерное общество «Виолетта» состоит в трудовых отношениях с Открытым акционерным обществом «Виолетта» с сохранением занимаемой должности начальника юридического отдела, ст. 36 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Приказ от 01.02.2008 № 9-к

 

 

Руководствуясь положениями п. 34 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, при смене собственника имущества организации можно также рекомендовать производить следующие записи в графах 3 и 4 трудовой книжки работника, который выразил согласие работать у нового нанимателя:

Образец записи в трудовой книжке

  7   01  02 2008 

В связи со сменой собственника имущества организации состоит в трудовых отношениях в прежней должности с частным унитарным предприятием «Улыбка», ст. 36 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Приказ от 01.02.2008 № 18-к

 

Следует обратить внимание на существенное отличие реорганизации организации и упразднение структурного подразделения организации. Упразднение структурного подразделения организации не влияет на продолжение ее деятельности, а влечет сокращение численности и (или) штата работников упраздненного структурного подразделения. В этой связи Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в постановлении от 29 марта 2001 г. № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» с последующими изменениями разъяснил, что упразднение структурного подразделения организации, передача его из одной организации в другую не является ликвидацией или реорганизацией (п. 27). Это обстоятельство может являться основанием для прекращения с работниками такого структурного подразделения трудового договора по сокращению численности или штата работников (п. 1 ст. 42 ТК) или перевода работника, с его согласия, к другому нанимателю (п. 4 ст. 35 ТК).

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (85), февраль 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.