Для работников организаций связи, электроэнергетики и транспорта в основном применяются общие правила и нормы, связанные с рабочим временем и временем отдыха, которые установлены Трудовым кодексом Республики Беларусь, и лишь отдельные из них регулируются с учетом специфики и условий труда определенных категорий работников связи и транспорта. В числе общих правил и норм можно назвать следующие: порядок установления режима рабочего времени; нормы продолжительности рабочего времени в неделю (ст. 112–114 ТК), расчетные нормы рабочего времени и их применение; суммированный учет рабочего времени; работа в ночное время; привлечение работников к сверхурочной работе, к работе в выходные дни, в дни государственных праздников и праздничные дни, объявленные нерабочими днями п. 3 Указа Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» (далее — Указ № 157); продолжительность перерывов для отдыха и питания, иные нормы.
Учитывая специфику организации производственных (технологических) процессов, условия выполнения отдельных видов работ, иные факторы, в соответствии со ст. 318 ТК особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха для отдельных категорий работников организаций связи, электроэнергетики и транспорта определяются положениями о рабочем времени и времени отдыха, порядок утверждения которых устанавливается Правительством Республики Беларусь.
Рассмотрим основные особенности регулирования труда названных категорий работников.
Особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха работников организаций связи
Постановлением Министерства связи Республики Беларусь от 18 мая 2000 г. № 9 с последующими изменениями утверждено Положение о рабочем времени и времени отдыха для работников организаций, осуществляющих деятельность в области связи (далее — Положение).
Положение распространяется на работников организаций, осуществляющих деятельность в области связи, независимо от форм собственности и их ведомственной подчиненности (далее — работники связи).
Для работников связи, предоставляющих услуги населению, может устанавливаться режим рабочего времени с пятидневной рабочей неделей с выходными днями, например, в воскресенье и понедельник либо с шестидневной рабочей неделей с выходным днем не в воскресенье, а в понедельник.
При введении сменного режима работы в основном применяются общие нормы законодательства. Вместе с тем Положением предусмотрено, что в случае производственной необходимости по согласованию с профсоюзом непрерывная длительность работы в смене может устанавливаться не менее 4 ч и не более 12 ч, включая перерыв для отдыха и питания, а для дневной смены — не менее 8 ч. Перерыв между сменами (от конца одной смены и до начала другой) для работника во всех случаях не может быть менее 8 ч.
При производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня, и в иных случаях с учетом производственной необходимости наниматель может по согласованию с профсоюзом для отдельных работников связи установить рабочий день с разделением на отдельные части с одним перерывом между ними, превышающим два часа, либо с двумя и более перерывами, включая перерыв для отдыха и питания. При этом общая продолжительность ежедневной работы не должна превышать 12 ч, а перерыв между частями — не более 4 ч (время этих перерывов в рабочее время не включается). К Положению прилагается Примерный перечень работников организаций, осуществляющих деятельность в области связи, для которых может устанавливаться рабочий день с удлиненными перерывами. В него включены работники, занятые в производствах с неравномерной нагрузкой (объемом работ) в течение суток; отдельные работники радиосвязи, телевизионного, радио и проводного вещания; работники, занятые доставкой телеграмм, перевозкой, обменом почты; иные работники.
Работникам связи, привлекаемым для дежурства по месту жительства (на случай срочных вызовов на работу), время дежурства засчитывается в рабочее время из расчета 1/3 часа за один час дежурства. Например, дежурство на дому запланировано работнику с 18 ч до 21 ч. Общая продолжительность дежурства — 3 ч. В табеле учета использования рабочего времени будет учтено рабочее время один час.
Перерыв для отдыха и питания работникам связи устанавливается с учетом общей нормы — от 20 мин до 2 ч включительно. Такой перерыв в рабочее время не включается.
При работе в ночной смене работникам может предоставляться перерыв для отдыха продолжительностью от 1 до 3 ч, который в рабочее время не включается при условии, если работникам предоставляется помещение для отдыха с постельными принадлежностями.
Выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) могут предоставляться работникам связи в различные дни календарной недели поочередно каждой группе или отдельным работникам согласно графику работ (сменности). Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха по общей норме должна быть не менее 42 ч. Для работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени, еженедельный непрерывный отдых может быть сокращен до 12 ч, но в среднем за учетный период его продолжительность должна быть не менее 42 ч.
Положением также установлены другие особенности, связанные с продолжительностью рабочего времени и времени отдыха для работников радиосвязи, телевизионного, радио и проводного вещания, а также разъездным работникам почтовых вагонов, работникам по сопровождению и обмену почты, работникам военизированной охраны.
Работники связи привлекаются к работе в сверхурочное время и к работе в выходные дни с учетом общих правил и норм. При этом кроме исключительных случаев, перечисленных в ст. 121 и 143 ТК, при которых работники могут привлекаться к такой работе без их согласия, в Положении предусмотрена также возможность привлекать работников без их согласия к работе в сверхурочное время и в выходные дни для производства необходимых работ по устранению случайных или неожиданных обстоятельств, которые могут нарушить или нарушили нормальное функционирование организаций связи и их подразделений.
Работа в государственные праздники и праздничные дни, установленные Президентом Республики Беларусь и объявленные нерабочими днями (п. 3 Указа № 157), допускается в организациях связи и их подразделениях, которые обеспечивают постоянное обслуживание и предоставление услуг связи населению, организациям, а также при выполнении неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ. В организациях, осуществляющих деятельность в области связи, в эти дни могут также допускаться работы, приостановка которых невозможна по производственнотехнологическим условиям (например, необходимость обеспечения технического обслуживания средств связи) (ч. 2 ст. 147 ТК).
Особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха водителей автомобильного транспорта
Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. № 13 утверждено Положение о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобильного транспорта (далее — Положение).
Положение применяется в организациях независимо от форм собственности, ведомственной подчиненности, вида экономической деятельности. Наниматели всех организаций, а также индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать установленные законодательством и Положением правила и нормы, регулирующие рабочее время и время отдыха водителей автомобилей (далее — водителей).
С учетом специфики работы водителей Положением установлены особенности, связанные с их рабочим временем и временем отдыха. Рассмотрим основные особенности, предусмотренные данным Положением.
Согласно п. 6 Положения в состав рабочего времени водителя включаются:
-
подготовительнозаключительное время, которое предназначено для выполнения водителем работ перед выездом на линию (маршрут) и после возвращения с линии (маршрута), а при междугородных и международных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания поездки (движения). Норма продолжительности подготовительнозаключительного времени — 20 мин;
-
время проведения предрейсового медицинского осмотра водителей продолжительностью 5 мин в смену;
-
время движения автомобиля на линии (маршруте);
-
время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки, в местах посадки и высадки пассажиров;
-
время простоев не по вине водителя;
-
время дополнительного специального (технического) перерыва для кратковременного отдыха продолжительностью не менее 20 мин, который предоставляется водителю после управления автомобилем в течение 4 ч. Такой перерыв предоставляется при условии, если в соответствии с графиком работ (сменности) у водителя не наступает время перерыва для отдыха и питания;
-
время стоянки при междугородных перевозках в промежуточных и конечных пунктах, предусмотренное графиком для охраны перевозимого груза и автомобиля и др.
Если в течение рабочего дня (смены) водитель полностью не загружен выполнением основной работы, то на него может быть дополнительно возложена другая работа, близкая его квалификации, специальности. Эта работа может быть обусловлена трудовым договором на основании п. 3 ч. 2 ст. 19 ТК.
Согласно п. 7 Положения продолжительность рабочего дня (смены) водителя может быть установлена не более 10 ч и лишь в исключительных случаях — не более 12 ч, с разрешения министерства, иного органа управления и по согласованию с профсоюзом. При этом учитывается обоснованность и необходимость удлинения рабочего дня (смены) водителя до 12 ч.
При междугородных перевозках, если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 ч, то на таком автомобиле должно быть оборудовано место для отдыха водителей, а в рейс должно быть направлено два водителя.
Водителям может быть установлена пятидневная рабочая неделя с двумя постоянными выходными днями в неделю или шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем в неделю. При таком режиме обеспечивается соблюдение норм продолжительности рабочего времени в неделю, которые установлены ст. 112–114 ТК. Наниматель может в порядке, предусмотренном законодатель-ством, установить иной режим рабочего времени водителям. Если с учетом установленного водителям режима рабочего времени не может обеспечиваться соблюдение названных выше недельных норм, то наниматель по согласованию с профсоюзом вводит суммированный учет рабочего времени водителей, определяя при этом конкретную продолжительность учетного периода (месяц, квартал, иной период, продолжительность которого связана, например, со сроком выполнения определенной работы). При суммированном учете рабочего времени планируемое графиком работ (сменности) рабочее время для учетного периода должно быть равно норме рабочего времени этого же периода. Переработка сверх нормы в течение учетного периода не считается сверхурочной работой. Такая переработка должна компенсироваться недоработкой по сравнению с нормой в течение этого же учетного периода. Графики работ (сменности) водителей, занятых на перевозках в составе технологического процесса промышленных, строительных, сельскохозяйственных и других организаций, должны быть увязаны с графиками работ (сменности) соответствующих работников этих организаций. Например, график работы водителя автомобиля, который обеспечивает доставку рабочих на объект строительства, составляется с учетом графика работ рабочих, занятых на строительстве этого объекта.
На работах, где есть особенности их осуществления, а также на работах, интенсивность которых в течение рабочего дня (смены) неодинакова, водителям может устанавливаться рабочее время с разделением рабочего дня на части, с применением при этом общих норм законодательства, регулирующих такой режим.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (85), февраль 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.