№ 2, февраль 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Антидискриминационная практика найма — необходимый элемент репутации работодателя

Рубрика «Трудовое законодательство»

Н.М. Черноруцкая, Юрист

Важной составляющей репутации работодателя (нанимателя) является соблюдение международных и национальных правовых норм, определяющих правила подбора и трудоустройства персонала, и, прежде всего, это недискриминация и обеспечение равенства. Публикация дискриминационных объявлений о приеме на работу наносит ущерб этой репутации. Например, часто можно встретить объявления с формулировками: «Требуется на работу по вакансии такой­то мужчина в возрасте 25-35 лет, женщина в возрасте от 28 до 45 лет».

Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по труду и занятости Российской Федерации разра­батывают механизм запрета публи­каций объявлений о вакансиях с указанием возраста, пола, места проживания и гражданства, поскольку они носят дискриминационный характер.

Очевидно, что к решению этой проблемы должно быть привлечено внимание официальных властей и в Республике Беларусь.

Приведем нормы действующего в Республике Беларусь законодательства, указывающие на возможность привлечения к ответственности за дискриминационные объявления о приеме на работу.

В соответствии с п. 3 ст. 26 Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. «О рекламе» (далее - Закон о рекламе) разновидностью ненадлежащей рекламы является неэтичная реклама, которая содержит текстовую, зрительную и (или) звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы морали и нравственности, в том числе оскорбительные слова, сравнения, образы в отношении расы, национальности, внешнего вида, возрастной группы, пола, языка, профессии, социальной категории, религиозных, политических и иных убеждений граждан.

На мой взгляд, данная формулировка не совсем удачна, ибо для признания рекламы ненадлежащей достаточно констатировать указание в объявлениях о трудоустройстве возрастной и (или) половой группы. Другими словами, выделение граждан по полу, возрасту, национальности само по себе является дискриминацией и образует нарушение не только этических, но и правовых норм. «Оскорбительные слова», о которых говорится в ст. 26 Закона о рекламе, ущемляют честь и достоинство гражданина. 

Статья 2 Закона о рекламе признает ненадлежащей любую рекламу, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства. Можно сделать вывод, что дискриминационные объявления о приеме на работу являются ненадлежащей рекламой и по предписанию местных исполнительных и распорядительных органов размещение (распространение) такой рекламы должно быть запрещено (ст. 9 Закона о рекламе).

Статья 20 Закона о рекламе посвящена рекламе о трудоустройстве и учебе граждан Республики Беларусь за границей. В данной статье ничего не сказано о требованиях к содержанию данной рекламы. Однако несовершенство Закона о рекламе, на мой взгляд, еще и в том, что в нем нет регулятивной статьи о правилах рекламы трудоустройства граждан на территории Республики Беларусь.

В статье 21 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь» (далее - Закон о занятости) с последующими изменениями и дополнения­ми предусмотрена обязанность нанимателя письменно уведомлять органы по труду, занятости и социальной защите о наличии свободных рабочих мест (вакансий) в течение двух недель со дня их образования с указанием условий труда и размера его оплаты. Таким образом, предоставляя информацию в службу занятости, наниматель не указывает какие­либо характеристики в отношении претендентов на заявленные им вакансии. Почему же он использует эти характеристики в объявлениях при самостоятельном поиске работников? Полагаю возможным закрепить в ст. 21 Закона о занятости обязанность нанимателей сообщать об имеющихся вакансиях без указания пола, возраста, места жительства претендентов во всех случаях, т.е. как при самостоятельном подборе работников, так и при использовании для этих целей посредников.

В статье 10 Закона о занятости содержится декларативная норма о том, что государственная политика в области содействия занятости населения направлена на обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профессиональных союзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, если они не препятствуют выполнению соответствующих трудовых обязанностей.

Эта норма перекликается со ст. 14 Трудового кодекса Республики Беларусь, запрещающей по тем же самым мотивам дискриминацию в сфере трудовых отношений.

К сожалению, Законом Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее - Закон) в ст. 14 ТК не были внесены дополнения в части расширения перечня дискриминационных признаков, включения в него таких критериев, как возраст, место жительства, семейное положение. По примеру Российской Федерации (ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации) надо сделать этот перечень открытым и указать в нем и на другие дискриминационные обстоятельства, не связанные с деловыми качествами работ­ника.

Дискриминация в сфере труда может проявляться как в отношении доступа к работе, так и при ее выполнении, а равно увольнении работника.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (85), февраль 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.