№ 2, февраль 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Совмещение работы с обучением: комментарий к изменениям

Рубрика «Трудовое законодательство»

Т.В. Коробкина, научный сотрудник ГУ «Институт государства и права НАН Беларуси» Л.И. Матусевич, юрист

Поощрение работников, совмещающих работу с обучением (ст. 205 ТК)

1. Успешное прохождение работниками профессионального обучения учитывается нанимателем при установлении более высокой квалификации (разряда, класса, категории и др.) по профессии (должности) или при продвижении по работе.

Новая редакция ст. 205 Трудового кодекса Республики Беларусь расширила перечень работников, совмещающих работу с обучением, отнеся к ним также работников, проходящих профессиональную подготовку, стажировку, переподготовку, повышение квалификации.

2. Учет нанимателем успешного прохождения работниками профессиональной подготовки, повышения квалификации и др., на наш взгляд, следует понимать как предпочтение при продвижении по работе того работника, который успешно повышает (повысил) свой профессиональный или образовательный уровень, при прочих равных условиях работнику, не повышающему свой профессиональный или образовательный уровень либо не имеющему необходимого образования.

Тем не менее необходимо отметить, что законодатель определил достаточно жесткие рамки совмещения работы с обучением, по сути поставив получение работниками образования в зависимость от воли нанимателя (исключение - получение образования в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях). Прохождение работниками профессиональной подготовки, стажировки, повышение квалификации также зависит от действий нанимателя, который устанавливает сроки  и очередность повышения профессионального уровня своих работников. При этом не всегда, на наш взгляд, желание работника повысить свой профессиональный или общеобразовательный уровень может найти понимание и положительную ответную реакцию нанимателя.

3. Следует отметить, что статья носит общий характер и может служить принципом, основой при разработке и принятии локальных норм в области совмещения работы с обучением. Поэтому конкретные условия, а также степень учета повышения работниками своего профессионального (образовательного) уровня могут быть отражены в локальных актах, а также в трудовых договорах.

Общий характер статьи определяет и сферу ее действия, которое распространяется на всех нанимателей независимо от их ведомственной подчиненности или организационно-правовой формы.

4. Работники, желающие совместить работу с повышением своего профессионального уровня, могут использовать в этих целях прохождение стажировки, переподготовку, повышение квалификации, получение очередной ступени в образовании.

Более подробно вопросы профессиональной подготовки, повышения квалификации, стажировки и переподготовки работников освещаются в комментарии к ст. 220-1 ТК.

 

Гарантии для работников, обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях и в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально­технического образования, в вечерней или заочной форме получения образования (ст. 206 ТК)

1. Работникам, совмещающим работу с обучением, гарантии предоставляются только по основному месту работы (ч. 1 ст. 349 ТК).

2. Статья 206 ТК предусматривает два вида гарантий для работников, совмещающих работу с обучением в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях либо в учреждениях, обеспечивающих получение профессио­нальнотехнического образования:

сокращение рабочего времени с сохранением не менее 50 % средней заработной платы;

предоставление отпусков в связи с обучением.

3. Если работникам, успешно обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, гарантии предоставляются без каких­либо ограничений, то работникам, обучающимся в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально­технического образования, гарантии в соответствии со ст. 206 ТК должны предоставляться  только в случае, если обучение производится по направлению (заявке) нанимателя либо в соответствии с заключенными с ними договорами (на подготовку, коллективным или трудовым).

4. Статья содержит общие условия предоставления гарантий для работников, обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях и в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально­технического образования. Конкретизация этих условий содержится в ст. 207, 208 и 211 ТК.

5. Гарантии, предусмотренные ст. 206 ТК, предоставляются лишь тем учащимся, которые успешно обучаются в указанных учебных заведениях. К успешно обучающимся относятся учащиеся, своевременно сдающие зачеты и эк­замены, осваивающие учебные программы и не имеющие академических задолженностей. Для предоставления льгот, предусмотренных ст. 206 ТК, работник обязан по требованию нанимателя представить справку из учебного заведения, подтверждающую отсут­ствие задолженностей.

6. Сокращение рабочего времени производится в двух формах: сокращение рабочей недели или сокращение рабочего дня. Выбор производится по соглашению между работником и нанимателем (при подписании договора на обучение, приказа, в коллективном договоре и др.).

 

Сокращение рабочего времени для работников, обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях и в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально­технического образования, в вечерней или заочной форме получения образования (ст. 207 ТК)

1. В соответствии с ч. 1 ст. 207 ТК сокращение рабочего времени с оплатой  не менее 50 % средней заработной платы производится всем работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально­технического образования.

2. Однако в то же время  ст. 206 ТК ограничивает круг работников, имею­щих право на сокращение рабочего времени и получение учебных отпусков  лишь теми из них, которые обучаются в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях либо по направлению (заявке) нанимателя, в соответствии с заключенными с работниками договорами (на подготовку, коллективным, трудовым) в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально­технического образования.

3. Таким образом, и в ч. 1 ст. 207 ТК, и в ст. 206 ТК речь идет о сокращении рабочего времени лицам, обучающимся в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально­технического образования. Однако, если ст. 206 ТК  ограничивает предоставление гарантий по сокращению рабочего времени только тем работникам, которые обучаются по направлению (заявке) нанимателя или в соответствии с заключенными с работниками  договорами (на подготовку, коллективным, трудовым), то ч. 1 ст. 207 ТК таких ограничений не содержит. Таким образом, налицо коллизия норм ст. 206 и 207 ТК. А в соответствии с ч. 4 ст. 7 ТК в случае противоречия норм законодательства о труде равной юридической силы применяется норма, содержащая более льготные условия для работников. Это означает, что сокращение рабочего времени с оплатой не менее 50 % средней заработной платы должно производиться по правилам ч. 1 ст. 207 ТК и относиться ко всем работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях и в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально­технического образования.

4. Новая редакция ст. 207 ТК допускает лишь один вариант сокращения рабочей недели - на один рабочий день в неделю или на эквивалентное ему количество рабочих часов (при сокращении рабочего дня в течение недели).

При этом сокращение рабочего времени не дифференцируется в зависимости от вида образовательного учреждения.

5. Если сокращение рабочего времени в соответствии с ч. 1 ст. 207 ТК является обязанностью нанимателя, то ч. 2 ст. 207 ТК дает нанимателю право предоставить по желанию работника дополнительные свободные от работы дни. В этом случае предоставление свободных от работы дней будет производиться без оплаты. Однако в коллективном договоре (соглашении) или в трудовом договоре может быть оговорена возможность предоставления  предусмотренных ч. 2 ст. 207 ТК дополнительных свободных от работы дней с сохранением заработной платы. Количество таких дополнительных свободных от работы дней, которые наниматель имеет право предоставить работнику, законом не ограничено. 

6. Предоставление свободных от работы дней допускается только в течение учебного года. В период каникул права на сокращение рабочего времени в соответствии со ст. 207 ТК работники не имеют.

7. В отличие от предыдущей настоящая редакция ст. 207 ТК не предусматривает возможности предоставлять свободные от работы дни в суммированном виде, однако и не содержит такого запрета. Следовательно, в отдельных случаях, когда в силу производственных условий еженедельное предоставление свободных от работы дней затруднено, по соглашению нанимателя и работника возможно решение этого вопроса в локальных актах либо по обоюдному согласию.

 

Отпуска в связи с обучением в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях (ст. 208 ТК)

1. Новая редакция ст. 208 ТК уменьшила размер отпуска, предоставляемого лицам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, на период итоговой аттестации за уровень общего среднего образования - не менее 20 календарных дней и сохранила такой отпуск при сдаче итоговой аттестации за курс общего базового образования в размере не менее 9 календарных дней. В отношении работников, допущенных к итоговой аттестации в порядке экстерната, сохранены прежние размеры предоставляемых оплачиваемых отпусков.

2. Гарантии, предусмотренные ст. 208 ТК, распространяются на всех работников, обучающихся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, и обязательны для нанимателей всех форм собственности.

3. Отпуска, предусмотренные ст. 208 ТК, носят целевой характер и поэтому должны быть использованы только в установленные сроки. Перенос отпуска возможен только одновременно с переносом времени итоговой аттестации. Например, в случае, если работник по уважительным причинам не смог сдать выпускные экзамены и по его просьбе время итоговой аттестации перенесено на другой период, то соответственно переносится и отпуск, предусмотренный ст. 208 ТК. Не допускается также денежная компенсация за неиспользованный отпуск для прохождения итоговой аттестации за уровень общего среднего или базового образования.

4. Основанием для предоставления отпуска является документ общеобразовательного учреждения, подтверждающий допуск данного работника к итоговой аттестации.

 

Отпуска в связи с обучением в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально­технического образования, в вечерней или заочной форме получения образования (ст. 211 ТК)

1. Часть 1 ст. 211 ТК предусматривает условия предоставления отпусков в случае получения работником профессионально­технического образования по направлению (заявке) нанимателя либо в соответствии с договором на обучение (трудовым, коллективным). Часть 2 ст. 211 ТК предусматривает условия предоставления учебных отпусков при отсутствии направления (заявки) нанимателя, договора на подготовку рабочих (служащих) либо иных оснований, предусмотренных в трудовом или коллективном договоре. И в первом, и во втором случае речь идет о получении образования как в вечерней, так и в заочной форме, а также в порядке экстерната.

2. В отличие от предыдущей редакции ст. 211 ТК,  в которой речь шла только о работниках,  обучающихся по направлению (заявке) нанимателя либо в соответствии с заключенным договором (на подготовку, трудовым, коллективным), нынешняя редакция выделяет две категории  работников:

1) обучающиеся по направлению (заявке) нанимателя либо в соответствии с заключенным договором (на подготовку, трудовым, коллективным);

2) обучающиеся при отсутствии направления (заявки) нанимателя либо договора на подготовку (иных оснований, предусмотренных в трудовом или коллективном договоре).

От того, к какой категории относится работник, зависит предоставление ему связанных с обучением  отпусков. 

3. В соответствии с ч. 1 ст. 211 ТК работники, обучающиеся по направлению (заявке) нанимателя либо в соответствии с заключенным договором (на подготовку рабочих (служащих), трудовым, коллективным), имеют право на отпуск для сдачи экзаменов, зачетов, выполнения лабораторных работ, подготовки и прохождения итоговой аттестации с сохранением заработной платы по основному месту работы. Наниматель обязан предоставить указанные отпуска при соблюдении условий, оговоренных в ч. 1 ст. 211 ТК.

4. Работникам же, которые обучаются в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально­технического образования, при отсутствии направления (заявки) нанимателя, договора на подготовку рабочих (служащих) или иных оснований, предусмотренных в коллективном или трудовом договоре, наниматель может предоставить отпуск продолжительностью, предусмотренной в ч. 1 ст. 211 ТК, но без сохранения заработной платы. Из текста статьи не вытекает обязанность нанимателя предоставлять указанные отпуска, если такая обязанность не оговорена в коллективном или трудовом договоре, что означает право нанимателя решать вопрос о предоставлении указанных отпусков по своему усмотрению. Однако отсутствие у работника в случаях самостоятельного, без направления нанимателя, обучения права на отпуск, а у нанимателя обязанности предоставить такой отпуск может создать работнику препятствия в получении профессионально­технического образования, повышении своего профессионального уровня, о котором, кстати, идет речь в ст. 205 ТК и который учитывается при продвижении по работе.

5. В связи с этим нельзя не отметить наличие противоречий в действующем законодательстве.

Так, Закон об образовании гарантирует гражданам Республики Беларусь право на получение бесплатного общего среднего, профессионально­технического и на конкурсной основе бесплатного среднего специального и высшего образования в учреждениях образования (ч. 2 ст. 3 Закона). Профессионально-техническое образование призвано осуществлять подготовку лиц к профессиональной деятельности (ст. 25 Закона об образовании) и таким образом способствовать реализации гражданами своего конституционного права на труд.

Государственная политика в области профессионально­технического образования направлена, в частности,  на расширение возможностей получения гражданами профессионально­технического образования в соответствии с их индивидуальными запросами, интересами общества и государства. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность профессионально­технического образования в государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально­технического образования, с учетом общественных потребностей (ст. 3, 4 Закона о профессионально­техническом образовании).

Таким образом, праву работника на получение профессионально­технического образования должна соответствовать обязанность нанимателя способствовать получению такого образования, прежде всего, путем предоставления соответствующих отпусков (с сохранением или без сохранения заработной платы).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (85), февраль 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.