№ 6, июнь 2008

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Регулирование трудовых отношений прокурорских работников

Рубрика «Трудовое законодательство»

А.А. Кеник, кандидат юридических наук, доцент

Закон Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. «О прокуратуре Республики Беларусь» (далее — Закон) устанавливает и регулирует отношения в области осуществления прокурорского надзора и выполнения иных функций, возложенных на прокуратуру Республики Беларусь, а также особенности правового положения прокурорских работников.

Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 181 утверждено Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, которым определяется порядок и условия прохождения службы в органах прокуратуры (далее — Положение).

Согласно ст. 47 Закона служба в органах прокуратуры является государственной службой в Республике Беларусь. На прокурорских работников распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее — Закон о государственной службе).

Прокурорские работники как государственные служащие являются наемными работниками, выполняющими государственные функции. Трудовые правоотношения прокурорских работников характеризуются чертами, присущими любым трудовым правоотношениям, и в то же время в силу своего публичного характера имеют некоторые особенности.

Ряд особенностей трудовых правоотношений прокурорских работников появляется уже на стадии их возникновения, которая характеризуется сложным юридическим составом: кроме контракта как вида трудового договора здесь имеет место и специфический акт — назначение на должность. Весьма существенны и другие отличительные черты правового регулирования трудовых и производных от них отношений прокурорских работников, возникающих в ходе прохождения службы в прокуратуре: ограничения, установленные законодательством для прокурорских работников в период службы, способы проверки соответствия занимаемой должности (стажировка, испытание при приеме на службу, аттестация), присвоение классных чинов, дисциплинарная ответственность, материальное обеспечение, порядок прекращения службы в органах и учреждениях прокуратуры и др.

В соответствии со ст. 47 Закона порядок и условия прохождения службы прокурорскими работниками регулируются данным Законом, Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, законодательством о государственной службе, а также законодательством о труде.

Рассматривая особенности трудовых отношений прокурорских работников, следует четко разграничивать, кто к ним относится. Термины «работник прокуратуры» и «прокурорский работник» неоднозначны. Работники прокуратуры — это все работники, состоящие в трудовых отношениях с соответствующим органом прокуратуры, должности которых предусмотрены в штатном расписании прокуратуры, не являющиеся прокурорскими работниками. К работникам прокуратуры, кроме прокурорских работников, относятся секретари, заведующие канцелярией, инспекторы прокуратуры, технические работники и т.д. Это обычные работники, с которыми заключается трудовой договор или контракт, и на них полностью распространяется трудовое законодательство. Понятие «прокурорский работник» дано в ст. 3 Закона. Прокурорский работник — прокурор, следователь прокуратуры, стажер прокуратуры; работник прокуратуры — лицо, состоящее в трудовых отношениях с органом прокуратуры и не являющееся прокурорским работником. 

Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования. Прокурорские работники в соответствии со ст. 5 Закона о государственной службе являются государственными служащими.

Должности, включенные в штатное расписание государственного органа в целях технического обслуживания и обеспечения деятельности этого органа в соответствии с перечнем, определяемым Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом, не относятся к государственным должностям.

Особенности трудовых отношений прокурорских работников касаются:

  •         требований к кандидатам на должность прокурорского работника;
  •         прав и обязанностей прокурорского работника;
  •         правоограничений, установленных для прокурорских работников как государственных служащих;
  •         гарантий для прокурорских работников;
  •         оснований прекращения службы в органах прокуратуры (помимо общих оснований).

Прокуратура Республики Беларусь является одной из структур государства, деятельность которой направлена на обеспечение верховенства права, законности, правопорядка в целях защиты прав и свобод граждан, законных интересов государства, субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, общественных объединений. Важность и значимость направления деятельности прокуратуры влечет предъявление к лицам, претендующим на занятие должности прокурорского работника, особых требований. Особенности правового положения прокурорских работников обусловлены тем, что прокуроры и следователи прокуратуры выполняют важнейшие функции по осуществлению надзора за законностью и т.д., в силу чего они должны обладать высокими личностными качествами, соответствующими ряду формальных требований, предъявляемых к ним законодателем. Эти требования предусмотрены в ст. 48 Закона и п. 4 Положения. На должности прокурорских работников могут назначаться граждане Республики Беларусь, имеющие высшее юридическое образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также отвечающие иным требованиям, предусмотренным законодательством о государственной службе. На должности прокурорских работников в исключительных случаях могут назначаться также граждане, имеющие иное высшее образование.

На должность прокурора района, района в городе, города, межрайонного и приравненных к нему транспортного и межгарнизонного военного прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее трех лет, а на должность прокурора области, города Минска и приравненных к нему прокуроров — лица, имеющие стаж службы в качестве прокурорского работника не менее пяти лет.

С гражданами, поступающими на службу в органы прокуратуры, заключается контракт.

Согласно ст. 49 Закона и п. 10 Положения лица, впервые поступающие на службу в органы прокуратуры в качестве прокурорского работника, проходят на основании срочного трудового договора стажировку в течение шести месяцев. Время стажировки засчитывается в стаж службы в органах прокуратуры. Порядок и условия прохождения стажировки определяются Положением о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 6 (89), июнь 2008 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.