№ 1, январь 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Трудовой договор (контракт)

Рубрика «Специалисты разъясняют. Прямая телефонная линия»

Т.Н. Важенкова, доцент кафедры гражданского и хозяйственного права Академии управления при Президенте Республики Беларусь, кандидат юридических наук

Т.Н. Важенкова,

доцент кафедры гражданского и хозяйственного права
Академии управления при Президенте Республики Беларусь,
кандидат юридических наук, доцент

Трудовой договор
(контракт)

На должность заместителя начальника структурного подразделения хотят принять сына начальника данного структурного подразделения, т.е. сын будет подчиняться непосредственно своему отцу. Организация является государственной, но работники не являются госслужащими. Будет ли это нарушением ст. 27 ТК и ст. 18 Закона «О борьбе с коррупцией»?

Подобные ситуации встречаются достаточно часто. Для ответа на вопрос следует обратиться к Решению Конституционного Суда Республики Беларусь от 22 марта 2007 г. № П-209/2007 «О правовом регулировании совместной работы (службы) близких родственников, супругов и свойственников в государственных некоммерческих организациях».

В данном нормативном правовом акте отмечается, что действующим законодательством установлены ограничения на совместную работу (службу) близких родственников, супругов и свойственников в зависимости от сферы применения труда, характера выполняемой работы и некоторых других обстоятельств.

Перечень близких родственников и свойственников дан, в частности, в подп. 1.6 п. 1 ст. 33 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» (далее - Закон о государственной службе) с последующими изменениями и дополнениями, в ч. 1 ст. 27 Трудового кодекса Республики Беларусь, других нормативных правовых актах. К таким лицам относятся родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов.

В отношении сфер деятельности и организаций, в которых запрещена совместная работа указанных лиц, сказано о необходимости руководствоваться следующими положениями.

В статье 1 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2006 г. «О борьбе с коррупцией» (далее -- Закон о борьбе с коррупцией) выделяются, в частности, такие категории лиц, как: 1) государственные должностные лица (к ним отнесены не только государственные служащие, но и лица, хотя и являющиеся должностными лицами, но не считающиеся государственными служащими); 2) лица, приравненные к государственным должностным лицам (одни из них являются государственными служащими, другие таковыми не являются, но в силу выполняемых функций приравнены к государственным должностным лицам).

Исходя из категорий работников и выполняемых ими функций, их классифицируют на две группы по признаку принадлежности к категории государственных служащих:

- лица, находящиеся на государственной службе;

- лица, которые государственную службу не проходят.

С учетом этого и оценивается, какие и на кого распространяются ограничения, установленные, в частности, в ст. 17 и 18 Закона о борьбе с коррупцией.

В статье 17 данного Закона предусмотрены ограничения, устанавливаемые для государственных должностных и приравненных к ним лиц (т.е. это могут быть как государственные служащие, так и не являющиеся таковыми, но отличающиеся в силу занимаемой должности особым статусом). В частности, запреты касаются предпринимательской деятельности, открытия счетов в иностранных банках и т.д.

В статье 18 указанного Закона установлены ограничения на совместную государственную службу близких родственников, супругов, свойственников, в силу чего речь идет только о лицах, являющихся государственными служащими. При этом прохождение государственной службы лицами, состоящими в браке, находящимися в отношениях близкого родства или свойства, не допускается, если их служебная деятельность связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Таким образом, данные ограничения касаются только государственных служащих, и они значительно шире ограничений, установленных в ст. 27 ТК, где указывается на недопустимость одновременного занятия должности руководителя, главного бухгалтера (его заместителей) и кассира, если их работа связана с непо­средственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Ограничения, установленные ст. 27 ТК, распространяются на все государственные организации.

С учетом изложенного Решением Конституционного Суда определено, что ограничения, установленные ст. 18 Закона о борьбе с коррупцией, распространяются лишь на те организации системы образования, здравоохранения, культуры и т.п., в которых лицо, занимающее соответствующую должность, считается государственным служащим и на него распространяется Закон о государственной службе. К ним, в частности, можно отнести министерства образования, здравоохранения, культуры и др., управления и отделы местных исполнительных и распорядительных органов. Для остальных организаций (учреждений) применимы ограничения, которые установлены ст. 27 ТК.

Таким образом, прием в государственную организацию на должность заместителя начальника структурного подразделения сына начальника данного структурного подразделения законодательством не запрещен (если они не относятся к государственным служащим).

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 1 (96), январь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.