Конституционный Суд рассмотрел конституционность Закона Республики Беларусь от 17 июля 2009 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социальной защиты инвалидов» (далее - Закон) в порядке предварительного контроля (решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 10 июля 2009 г. № Р-358/2009).
Закон признан соответствующим Конституции Республики Беларусь. Такому выводу Конституционного Суда предшествовал скрупулезный анализ норм как самого Закона, так и других нормативных, в том числе международно-правовых актов, имеющих отношение к рассматриваемому делу.
Конституционный Суд, осуществляя обязательный предварительный контроль конституционности законов, видит своей основной задачей установление того, не входят ли нормы проверяемого закона в противоречие с конституционными положениями, в какой степени обеспечивается нормами проверяемого закона реализация конституционных норм и принципов, соответствуют ли букве и духу конституционных требований те или иные ограничения прав и свобод граждан, устанавливаемые проверяемым Законом, корреспондируют ли конституционным нормам возлагаемые на граждан и организации новые или дополнительные обязанности, является ли адекватной (соразмерной) тяжести нарушений устанавливаемая ответственность и т.д.
Отметим, что Конституционный Суд при проверке конституционности Закона исходил, в первую очередь, из положений Основного Закона, имеющих самое прямое отношение к предмету рассмотрения.
Социальный характер государства (ч. 1 ст. 1 Конституции) проявляется прежде всего в отношении к наиболее уязвимым, нуждающимся в поддержке и особой заботе и внимании слоям населения, в том числе инвалидам. В соответствии со ст. 47 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.
Обеспечение конституционных гарантий социальной защиты инвалидов осуществляется посредством правового регулирования соответствующих отношений на уровне закона, в том числе определения условий обеспечения прав и законных интересов инвалидов.
Как отметил Конституционный Суд в своем решении, на реализацию государственной политики Республики Беларусь в отношении инвалидов направлены, прежде всего, нормы специального Закона Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (далее - Закон о социальной защите инвалидов), который излагается в новой редакции (ст. 1 Закона). К слову, новая редакция данного Закона вступает в силу с 23 октября 2009 г.
Закон о социальной защите инвалидов (в новой редакции) имеет целью осуществление эффективных мер по социальной защите инвалидов, обеспечению их равенства и полноправного участия в жизни общества. При этом (для целей указанного Закона) инвалидом считается лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию его в жизни общества наравне с другими гражданами. Под социальной защитой инвалидов признается система гарантированных государством правовых, организационных мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Положения Закона о социальной защите инвалидов излагаются с учетом норм законов Республики Беларусь «О предупреждении инвалидности и реабилитации инвалидов», «О здравоохранении», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» и других законодательных актов.
Кроме того, в Законе о социальной защите инвалидов содержатся нормы, которыми реализуются положения Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., что отвечает практике формирования национальной нормативной правовой базы на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Ряд положений указанного Закона обусловлен также необходимостью более четкого и ясного правового регулирования соответствующих отношений в целях единообразного понимания и применения нормативных положений.
Так, включение в новую редакцию Закона о социальной защите инвалидов норм, определяющих статус инвалидов, мер по социальной защите инвалидов в наиболее значимых сферах жизнедеятельности, прежде всего по созданию инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, направлено на обеспечение реализации конституционных норм и принципов, закрепленных в ст. 2, 21, 22 и 47 Конституции. Это свидетельствует о выполнении государством конституционной обязанности по принятию всех доступных ему мер для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (ст. 59 Основного Закона).
В статье 4 Закона о социальной защите инвалидов закрепляется право каждого инвалида, который не в состоянии удовлетворить свои жизненные потребности собственными силами, на гарантированную помощь со стороны государства. Государственная политика Республики Беларусь в области социальной защиты инвалидов направлена на обеспечение полноправного участия инвалидов в жизни общества и проводится на основе принципов соблюдения прав человека, запрещения дискриминации по признаку инвалидности, обеспечения доступности медицинской, социальной, профессиональной и трудовой реабилитации, равных прав инвалидов наряду с другими гражданами на охрану здоровья, образование и свободный выбор трудовой деятельности и др.
Указанные принципы и направления государственной политики в области социальной защиты инвалидов реализуются в нормах Закона о социальной защите инвалидов, обеспечивающих правовое регулирование отношений, складывающихся в области реабилитации и медицинского обслуживания инвалидов, определения средств межличностного общения, включая государственную поддержку жестового языка, реализации права инвалидов на получение основного, дополнительного и специального образования, создания для этого специальных условий и организации образовательного процесса, реализации инвалидами прав на труд и отдых, создания безбарьерной среды для жизнедеятельности инвалидов, включая обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной и производственной инфраструктуры, социальной поддержки инвалидов в виде денежных выплат, обеспечения техническими средствами социальной реабилитации, жилищнобытового обслуживания, оказания социальных услуг, финансирования социальной поддержки инвалидов.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (105), октябрь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.