№ 10, октябрь 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Совет: Подпишитесь на содержание новых номеров и уведомления об акциях и специальных предложениях журнала «Отдел кадров» на ваш e-mail!

Другие
наши издания

  • Журнал «Экология на предприятии»
  • Журнал «Заработная плата»
  • Журнал «Планово-экономический отдел»

Новое в вопросах социальной защиты инвалидов

Рубрика «Официально»

В.В. Подгруша, судья Конституционного Суда Республики Беларусь, заслуженный юрист Республики Беларусь

Конституционный Суд рассмотрел конституционность Закона Республики Беларусь от 17 июля 2009 г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам социальной защиты инвалидов» (далее - Закон) в порядке предварительного контроля (решение Конституционного Суда Республики Беларусь от 10 июля 2009 г. № Р-358/2009).

Закон признан соответствующим Конституции Республики Беларусь. Такому выводу Конституционного Суда предшествовал скрупулезный анализ норм как самого Закона, так и других нормативных, в том числе международно-правовых актов, имеющих отношение к рассматриваемому делу.

Конституционный Суд, осуществляя обязательный предварительный контроль конституционности законов, видит своей основной задачей установление того, не входят ли нормы проверяемого закона в противоречие с конституционными положениями, в какой степени обеспечивается нормами проверяемого закона реализация конституционных норм и принципов, соответствуют ли букве и духу конституционных требований те или иные ограничения прав и свобод граждан, устанавливаемые проверяемым Законом, корреспондируют ли конституционным нормам возлагаемые на граждан и организации новые или дополнительные обязанности, является ли адекватной (соразмерной) тяжести нарушений устанавливаемая ответственность и т.д.

Отметим, что Конституционный Суд при проверке конституционности Закона исходил, в первую очередь, из положений Основного Закона, имеющих самое прямое отношение к предмету рассмотрения.

Социальный характер государства (ч. 1 ст. 1 Конституции) проявляется прежде всего в отношении к наиболее уязвимым, нуждающимся в поддержке и особой заботе и внимании слоям населения, в том числе инвалидам. В соответствии со ст. 47 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.

Обеспечение конституционных гарантий социальной защиты инвалидов осуществляется посредством правового регулирования соответствующих отношений на уровне закона, в том числе определения условий обеспечения прав и законных интересов инвалидов.

Как отметил Конституционный Суд в своем решении, на реализацию государственной политики Республики Беларусь в отношении инвалидов направлены, прежде всего, нормы специального Закона Республики Беларусь от 11 ноября 1991 г. «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь» (далее - Закон о социальной защите инвалидов), который излагается в новой редакции (ст. 1 Закона). К слову, новая редакция данного Закона вступает в силу с 23 октября 2009 г.

Закон о социальной защите инвалидов (в новой редакции) имеет целью осуществление эффективных мер по социальной защите инвалидов, обеспечению их равенства и полноправного участия в жизни общества. При этом (для целей указанного Закона) инвалидом считается лицо с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами мешают полному и эффективному участию его в жизни общества наравне с другими гражданами. Под социальной защитой инвалидов признается система гарантированных государством правовых, организационных мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Положения Закона о социальной защите инвалидов излагаются с учетом норм законов Республики Беларусь «О преду­преждении инвалидности и реабилитации инвалидов», «О здравоохранении», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)» и других законодательных актов.

Кроме того, в Законе о социальной защите инвалидов содержатся нормы, которыми реализуются положения Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г., что отвечает практике формирования национальной нормативной правовой базы на основе общепризнанных принципов и норм международного права.

Ряд положений указанного Закона обусловлен также необходимостью более четкого и ясного правового регулирования соответствующих отношений в целях единообразного понимания и применения нормативных положений.

Так, включение в новую редакцию Закона о социальной защите инвалидов норм, определяющих статус инвалидов, мер по социальной защите инвалидов в наиболее значимых сферах жизнедеятельности, прежде всего по созданию инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, направлено на обеспечение реализации конституционных норм и принципов, закрепленных в ст. 2, 21, 22 и 47 Конституции. Это свидетельствует о выполнении государством конституционной обязанности по принятию всех доступных ему мер для создания внутреннего порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией (ст. 59 Основного Закона).

В статье 4 Закона о социальной защите инвалидов закрепляется право каждого инвалида, который не в состоянии удовлетворить свои жизненные потребности собственными силами, на гарантированную помощь со стороны государства. Государственная политика Республики Беларусь в области социальной защиты инвалидов направлена на обеспечение полноправного участия инвалидов в жизни общества и проводится на основе принципов соблюдения прав человека, запрещения дискриминации по признаку инвалидности, обеспечения доступности медицинской, социальной, профессио­нальной и трудовой реабилитации, равных прав инвалидов наряду с другими гражданами на охрану здоровья, образование и свободный выбор трудовой деятельности и др.

Указанные принципы и направления государственной политики в области социальной защиты инвалидов реализуются в нормах Закона о социальной защите инвалидов, обеспечивающих правовое регулирование отношений, складывающихся в области реабилитации и медицинского обслуживания инвалидов, определения средств межличностного общения, включая государственную поддержку жестового языка, реализации права инвалидов на получение основного, дополнительного и специального образования, создания для этого специальных условий и организации образовательного процесса, реализации инвалидами прав на труд и отдых, создания безбарьерной среды для жизнедеятельности инвалидов, включая обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной и производственной инфраструктуры, социальной поддержки инвалидов в виде денежных выплат, обеспечения техническими средствами социальной реабилитации, жилищно­бытового обслуживания, оказания социальных услуг, финансирования социальной поддержки инвалидов.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 10 (105), октябрь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.