Штатное расписание является локальным нормативным правовым актом, с учетом которого определяется трудовой распорядок для работников организации (ст. 194 Трудового кодекса Республики Беларусь). В соответствии со ст. 19 ТК трудовые договоры заключаются на имеющиеся в штатном расписании штатные единицы по соответствующим профессиям и должностям. Следовательно, в организациях любых организационно-правовых форм должно быть утверждено штатное расписание, с учетом которого заключаются трудовые договоры и устанавливаются размеры должностных окладов и тарифных ставок работников.
Порядок утверждения штатного расписания, как правило, предусматривается в уставе организации или в учредительном договоре. В правоприменительной практике чаще всего штатное расписание утверждается руководителем организации.
Так как штатное расписание является локальным нормативным правовым актом, то его форма официально не утверждена[1].
В организациях с большой численностью работников штатное расписание может утверждаться отдельно для аппарата управления и для производственного штата.
В штатном расписании указывается полное наименование структурных подразделений (при их наличии) и производится группировка должностей (профессий) по структурным подразделениям.
Если отдельные штатные единицы вводятся на определенный период, то в штатном расписании в графе «Примечание» указывается, с какого периода вводится соответствующая штатная единица (например, с 15 октября 2009 г.) или до какого периода (например, до 1 декабря 2009 г.).
Штатное расписание может составляться и утверждаться на соответствующий календарный год. Вместе с тем, учитывая, что в течение года в организации несколько раз может изменяться размер тарифной ставки первого разряда и в связи с этим в каждой строке действующего штатного расписания будут иные размеры тарифных ставок и должностных окладов, в правоприменительной практике не всегда в заголовке штатного расписания указывается, на какой период оно составлено. Но в любом случае перед наименованием граф рекомендуем указать, с какого времени вводится утверждаемое штатное расписание (например, вводится с 1 сентября 2009 г.).
Целесообразно также указать установленный размер тарифной ставки первого разряда, который применялся при определении работникам организации тарифных ставок и тарифных окладов, рассчитанных на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь (далее - ЕТС).
Штатное расписание должно быть экономически обоснованным, соответствовать интересам организации, ее целям и задачам. С учетом этого составлению штатного расписания должна предшествовать определенная подготовительная работа, направленная на установление оптимальной структуры управления, определение численности работников, наименований должностей служащих и профессий рабочих, а также определение размеров оплаты труда по профессионально-квалификационным группам с возможной их дифференциацией за счет повышения тарифных ставок и тарифных окладов, рассчитанных на основе ЕТС, с учетом законодательства. При этом учитываются финансовые возможности организации.
Структура управления организации определяется с учетом экономической целесообразности, особенностей организации производственных процессов, необходимости специализации и кооперирования труда, разделения сфер деятельности и взаимосвязи (взаимодействия) между структурными подразделениями, а также с учетом прав и ответственности руководителей структурных подразделений. При определении структуры коммерческой организации важно также учитывать формы организации управленческого труда, необходимость централизации или децентрализации функций управления, установление оптимального количества уровней управления, стиль и методы работы руководителей и исполнителей при подготовке и реализации управленческих решений, а также использование в работе технических средств и иные факторы.
В структуру организации могут входить дочерние предприятия, обособленные подразделения (филиалы, представительства), структурные подразделения (управления, отделы, секторы, бюро, цеха, участки и др.). Штатное расписание для дочерних предприятий и обособленных структурных подразделений может составляться отдельно и утверждаться в порядке, установленном нанимателем.
При формировании структурных подразделений между ними распределяются объемы и виды работ. С учетом этого и других факторов устанавливается численность работников в каждом структурном подразделении. Расчет численности работников производится в соответствии с нормами труда (нормы времени, нормы выработки, нормы обслуживания, нормы (нормативы) численности), которые в соответствии со ст. 87 ТК наниматель обязан устанавливать. Наниматель должен обеспечивать своевременный пересмотр и замену устаревших норм. При расчете численности работников могут применяться межотраслевые и отраслевые нормы и нормативы. Так, при определении численности работников по кадрам применяются Межотраслевые нормативы численности работников кадровых служб коммерческих организаций, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 декабря 2005 г. № 187.
При создании структурных подразделений в коммерческих организациях необходимо также руководствоваться нормами управляемости, установленными п. 15 Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. № 123 (новая редакция Инструкции утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты от 23 марта 2009 г. № 40) (далее - Инструкция). Предусмотрено, что управление может создаваться при наличии в нем не менее 7 штатных единиц, включая руководителя управления, отдел - при численности не менее 4 штатных единиц, бюро (сектор) - не менее 3 штатных единиц, включая руководителя. Нормы управляемости являются минимальными для формирования соответствующих структурных подразделений.
Что касается внутрипроизводственных структурных подразделений (цехов, участков, иных подразделений), то в соответствии с Инструкцией порядок их создания устанавливается нанимателем.
Определяя структуру управления, количество рабочих мест и численность работников в каждом структурном подразделении и для организации в целом, важно учитывать необходимость эффективного использования работников в течение всего рабочего дня (смены), обеспечение качества выполняемых работ, позволяющих в полном объеме реализовывать цели и задачи в деятельности организации с учетом ее перспективного развития.
Статьей 19 ТК установлено, что при заключении трудового договора определяется трудовая функция работника. Она может быть установлена для выполнения работы по одной или нескольким профессиям (должностям) в соответствии со штатным расписанием.
ПРИМЕР
В организации на основе расчета штата по Межотраслевым нормативам численности работников кадровых служб коммерческих организаций для осуществления работы по кадрам предусматривается 0,6 единицы. С работником по кадрам может быть заключен трудовой договор для выполнения работы по кадрам, и, учитывая недостаточный объем этой работы, в порядке догрузки до полной занятости ему поручается дополнительно выполнение должностных обязанностей, связанных с делопроизводством. Наименование должности будет «инспектор по кадрам» или «специалист по кадрам» (зависит от должностных обязанностей работника). При этом в должностной инструкции предусматриваются должностные обязанности, относящиеся в соответствии с квалификационными характеристиками к нескольким должностям.
[1] Примерная форма штатного расписания (будет опубликована в № 12) носит рекомендательный характер. При необходимости в нее могут вноситься изменения и дополнения.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 11 (106), ноябрь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.