Для организации труда профессорско-преподавательского состава (далее - ППС) особое значение имеет правовое регулирование рабочего времени, в основе которого лежат как общие нормы трудового законодательства, так и специальные правовые нормы, обусловленные особенностями педагогического труда в высшем учебном заведении.
В трудовом законодательстве установлены следующие виды рабочего времени:
В качестве измерителя времени работы в законодательстве принято использовать рабочую неделю (пятидневную с двумя выходными днями и шестидневную с одним выходным днем), которая помимо количества рабочих часов охватывает и число рабочих дней в неделю[1].
В соответствии со ст. 110 Трудового кодекса Республики Беларусь рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности.
Согласно ст. 43 Конституции Республики Беларусь и ст. 112 ТК нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Это предельная, максимальная норма для всех работников.
Для отдельных категорий работников, в том числе и для ППС, с целью предоставления дополнительного отдыха и создания условий повышенной охраны труда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени.
Необходимо отметить, что общие нормы трудового законодательства не рассчитаны на регулирование рабочего времени ППС.
В связи с особым характером труда, требующим повышенной умственно-эмоциональной деятельности, значительного интеллектуального и нервного напряжения, вызывающих быструю утомляемость, перечнем педагогических работников, которым устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 6 июля 2001 г. № 41 (в ред. постановления Министерства образования от 7 октября 2008 г. № 102) (далее - Перечень), для ППС установлена максимальная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В соответствии со ст. 115 ТК продолжительность ежедневной работы определяется правилами внутреннего трудового распорядка (далее - ПВТР) или графиком работ (сменности) с соблюдением нормы продолжительности рабочей недели. Как правило, во всех ПВТР (в том числе в ПВТР вузов) количество часов рабочей недели равномерно распределяется по дням. Таким образом, в ПВТР вузов установлен 6-часовой рабочий день. По нашему мнению, во избежание спорных вопросов вышеуказанный Перечень в отношении ППС после слов «не более 36 часов в неделю» необходимо дополнить фразой «(не более 6 часов в день)».
В пределах 6-часового рабочего дня преподаватель высшего учебного заведения должен выполнять учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую, организационно-методическую и воспитательную работу, содержание и объем которой определяются занимаемой должностью.
В соответствии со ст. 33 Закона Республики Беларусь от 11 июля 2007 г. «О высшем образовании» с последующими изменениями объем учебно-воспитательной, научной и методической деятельности для работников, занимающих должности ППС, устанавливается ежегодно высшим учебным заведением.
Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых ППС высших учебных заведений, которыми необходимо руководствоваться ректорам высших учебных заведений Республики Беларусь, утверждены приказом Министерства образования Республики Беларусь от 24 ноября 1999 г. № 699 (далее - приказ № 699).
Примерные нормы времени состоят из пяти разделов:
-
учебная работа, планируемая в часах;
-
учебно-методическая работа;
-
научно-исследовательская работа;
-
организационно-методическая работа;
-
воспитательная работа, планируемая, как правило, только по видам работ без нормы в часах.
Необходимо отметить, что режим, использование и учет всего рабочего времени данной категории работников не всегда поддаются регламентации, поскольку в отдельные дни фактическая продолжительность рабочего дня может составлять более шести часов, а в другие - менее.
Затраты рабочего времени и напряженность труда преподавателей вузов напрямую зависят от годового объема учебной работы на кафедре. Заведующий кафедрой планирует учебную работу каждому преподавателю на учебный год (с разбивкой по семестрам).
Учебная нагрузка должна быть оговорена в трудовом договоре с ППС и устанавливаться в зависимости от квалификации преподавателя высшего учебного заведения, профиля кафедры в пределах, установленных приказом ректора высшего учебного заведения для каждой должности ППС.
В Республике Беларусь, в отличие от Российской Федерации, на законодательном уровне не установлен предельный объем часов для каждой должности ППС, за пределы которого ректор высшего учебного заведения не вправе выходить, устанавливая в высшем учебном заведении конкретную нагрузку для каждой должности ППС. На наш взгляд, наличие легально установленного предела часов нагрузки ППС позволит устранить необоснованное завышение нагрузки. Представляется, что в Республике Беларусь на законодательном уровне необходимо установить предельный объем нагрузки для ППС.
Конкретная продолжительность рабочего времени данной категории работников регулируется ПВТР высшего учебного заведения, уставом высшего учебного заведения, трудовым договором, учебным планом, расписанием занятий и графиком экзаменов и консультаций.
К учебной работе относится проведение в высших учебных заведениях учебных занятий следующих видов: лекция, консультация, практическое занятие (семинар), лабораторная работа, контрольная работа, курсовая работа (курсовое проектирование), выпускная квалификационная работа, практика. В учебную нагрузку входят также, в частности, прием государственных, переводных, вступительных экзаменов в высшие учебные заведения и аспирантуру, кандидатских экзаменов, зачетов и дифференцированных зачетов; руководство аспирантами, соискателями, стажерами; руководство кафедрой; руководство учебно-исследовательской работой студента.
Нормы времени в часах для расчета учебной нагрузки по каждому виду работ установлены приказом № 699. Для расчета учебной нагрузки используется академический (учебный) час, который приравнивается к астрономическому.
Лекционные часы рассчитываются на поток, который, как правило, должен включать всех студентов курса. Разделение курса на потоки допускается лишь при наличии различных учебных планов и учебных программ или при количестве студентов на курсе 100 человек либо другое количество в зависимости от материальной базы вуза.
При расчете часов практических занятий основной учебной единицей является, как правило, группа в 25-30 человек.
Учебно-методическая работа ППС планируется по виду работы без нормы в часах. Научноисследовательская, организационно-методическая и воспитательная работа ППС также планируется только по виду.
Все установленные основные виды работ выполняются ППС на основе ежегодно составляемых для них индивидуальных планов, которые утверждаются руководителями кафедр и являются основным документом, определяющим организацию труда всех преподавателей вузов. Это исключает необходимость формально заполнять во всех случаях все указанные выше разделы индивидуального плана преподавателя. Руководитель кафедры, факультета, вуза, исходя из учебного плана и задач учебно-методической, научно-исследовательской, организационно-методической и воспитательной работы, должен определить, на каких видах работ тот или иной преподаватель принесет больше пользы. Необходимо также учитывать, что, согласно приказу № 699, в случае включения в индивидуальный план преподавателя таких видов научно-исследовательских работ, как написание и подготовка к изданию учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и докладов на кафедре и конференции и (или) научное редактирование учебников, учебных пособий, монографий, научных статей и докладов, по решению совета вуза лицу из числа ППС частично снимается учебная нагрузка до 200 часов в год. Если преподавателю в индивидуальный план в качестве вида воспитательной работы включена работа куратора групп, ему по решению совета вуза частично (до 70 часов) снимается учебная нагрузка.
Установленные в законодательстве нормы времени и основные виды работ являются рекомендательными и представляют собой инструмент для наиболее целесообразного распределения учебной, учебно-методической и других видов работ между ППС в целях наиболее эффективного использования труда преподавателей.
На кафедре должен вестись учет выполнения лицом из числа ППС утвержденного для него индивидуального плана, т.е. использования рабочего времени. Важное значение при этом имеет режим рабочего времени, под которым понимается порядок распределения нанимателем установленных в законодательстве для работников норм ежедневной и еженедельной продолжительности рабочего времени и времени отдыха на протяжении суток, недели, месяца и других календарных периодов (ст. 123 ТК).
В зависимости от календарного периода, способа реализации установленных норм продолжительности рабочего времени и времени отдыха в юридической литературе выделяют следующие основные виды режима рабочего времени:
-
режим рабочей недели;
-
режим рабочего дня (смены);
-
режим рабочего времени при сменной работе;
-
нестандартные режимы рабочего времени, к которым, в частности, относят суммированный учет рабочего времени, разделение рабочего дня на части, гибкое рабочее время, вахтовый метод организации работ.
При определенных позитивных условиях режим труда и отдыха может быть отнесен к факторам, существенно повышающим эффективность труда преподавателей вузов. Вместе с тем при необдуманных решениях этот режим выступает негативным обстоятельством, не способствующим, а, наоборот, противодействующим[2] деятельности ППС.
Режим рабочего времени ППС определяется в ПВТР, которые в данном случае должны способствовать научной организации труда и обучения, рациональному использованию рабочего времени в рамках учебного времени, высокому качеству работ, повышению производительности труда, эффективности и улучшению качества учебного процесса.
В соответствии с ПВТР учебные занятия в высшем учебном заведении проводятся по расписанию в соответствии с учебными планами и программами, которые являются основным документом, регулирующим учебную работу высшего учебного заведения.
Преподаватели обязаны строго соблюдать учебное расписание занятий, своевременно проводить консультации со студентами, установленные расписанием и утвержденные заведующим кафедрой. Если в результате болезни или по другой уважительной причине преподаватель не может провести учебное занятие в соответствии с расписанием занятий, он должен своевременно поставить об этом в известность заведующего кафедрой.
Доля рабочего дня, используемая на проведение учебного процесса, строго фиксируется в соответствии с установленными нормами времени в виде объема учебной работы в индивидуальном плане преподавателя, а порядок использования этого рабочего времени определен режимом учебного процесса высшего учебного заведения и расписанием учебных занятий в нем[3].
[1] Завгородний А.В. Правовое регулирование труда научно-педагогических работников высших учебных заведений. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. Ун-та,2004. С. 130.
[2] Михайлова Н.С. Трудовое право и творчество преподавателей вузов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05. Перм. гос. Ун-т. Пермь, 2002. С. 20.
[3] Дмитриева И.К. Трудовой договор научно-педагогических работников вузов. М.: Изд-во МГУ, 1991. С. 133.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (107), декабрь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.