№ 12, декабрь 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Повышение классов квалификации водителей автомобилей

Рубрика «Трудовое законодательство»

А.Н. Маняшин, начальник бюро по труду и заработной плате КУП «Минскоблдорстрой» Н.В. Свирид, экономист

Профессия «водитель автомобиля» не тарифицируется по разрядам, рабочим этой профессии присваиваются классы квалификации. Классы характеризуют уровень квалификации водителей, их теоретических знаний, практического опыта, профессионального мастерства.

Законодательная база

  • Положение о порядке приема квалификационных экзаменов на получение права управления механическими транспортными средствами (за исключением колесного трактора), утвержденное постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 30 декабря 2002 г. № 297, с последующими изменениями и дополнениями (далее - Положение);
  • статья 61 Трудового кодекса Республики Беларусь;
  • Общие положения Единого тарифно-­квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 34, с последующими изменениями и дополнениями (далее - Общие положения ЕТКС);
  • выпуск 52 ЕТКС «Автомобильный и городской электрический транспорт», утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25 ноября 2003 г. № 147, с последующими изменениями и дополнениями;
  • выпуск 2 ЕТКС, утвержденный постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28 декабря 2000 г. № 160, с последующими изменениями и дополнениями.

 Подготовка
и переподготовка водителей

Для получения водительского удостоверения на право управления транспортными средствами необходимо пройти подготовку или переподготовку в учебных организациях, получивших обязательную сертификацию в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь, а также сдать квалификационные экзамены на получение права управления транспортными средствами соответствующих категорий.

Порядок подготовки (переподготовки) водителей, приема экзаменов, получения права на управление транспортными средствами соответствующих категорий, распределения транспортных средств по категориям определен Положением.

Согласно Положению документом, подтверждающим прохождение водителем подготовки или переподготовки, является свидетельство установленной формы о прохождении подготовки водителя, в т.ч. свидетельство об окончании обучения в учебных организациях, расположенных на территории стран СНГ. Водительское удостоверение без талона к нему считается недействительным. Гражданам Республики Беларусь разрешается иметь только одно национальное водительское удостоверение, выдаваемое в Республике Беларусь.

Прием экзаменов, выдача и обмен водительских удостоверений осуществляются экзаменационными подразделениями управления Государственной автомобильной инспекции главного управления внутренних дел Минского городского исполнительного комитета, управлений внутренних дел областных исполнительных комитетов, межрайонными регистрационно-экзаменационными подразделениями Государственной автомобильной инспекции отделов внутренних дел городских, районных исполнительных комитетов (местных администраций) (п. 3 Положения).

Особенность в присвоении классов

В соответствии со ст. 61 ТК присвоение работникам соответствующей квалификации осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с Единым тарифно-­квалификационным справочником работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС). Общие положения ЕТКС регулируют вопросы тарификации труда рабочих, определяют порядок создания и работы квалификационной комиссии, присвоения рабочим квалификационных классов и разрядов.

Характерной особенностью в присвоении классов водителям автомобилей является сложившийся практический подход к определению 3-го класса. Наличие у водителя, прошедшего обучение в учебной организации, водительского удостоверения и талона к нему с разрешающими отметками на право управления транспортными средствами категорий «В» или «С» либо «В» и «С» является основанием считать его квалификацию 3-м классом. В связи с этим 3-й класс водителям специальным решением квалификационной комиссии и приказом (распоряжением) организации не подтверждается.

Однако в штатном расписании, приказах нанимателя о приеме на работу, трудовых книжках водителей автомобилей наименование профессии указывается в соответствии с квалификационной характеристикой «водитель автомобиля 3-го класса», содержащейся в выпуске 52 ЕТКС, как этого требует ст. 19 ТК.

2-й и 1-й классы присваиваются водителям, прошедшим переподготовку в учебных организациях и получившим в водительском удостоверении отметку на право управления механическими транспортными средствами соответствующих категорий. При этом их подготовка и переподготовка считается действительной, если она проходила в учебных организациях, имеющих сертификат Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь.

Согласно п. 16 Общих положений ЕТКС вопрос о присвоении (повышении) класса решает квалификационная комиссия организации при наличии заявления водителя автомобиля по представлению руководителя соответствующего структурного подразделения.

Квалификационная комиссия создается по приказу (распоряжению) нанимателя. Председателем комиссии, как правило, назначается главный инженер или заместитель руководителя организации. Членами комиссии могут быть назначены ведущий инженер по организации и нормированию труда, начальник ремонтно-механических мастерских (механик мастерских), инспектор по кадрам, инженеры по охране труда, безопасности движения и др., а также представитель профсоюзного комитета.

Условия присвоения классов

Оценке знаний предшествует проверка соблюдения претендентом условий, соответствие которым позволяет присваивать ему очередной класс квалификации.

Первым условием присвоения класса является наличие в водительском удостоверении испытуемого разрешающих отметок на право управления транспортными средствами категорий, которые предусмотрены в квалификационной характеристике того класса, на который претендует водитель.

Второе - должны быть соблюдены требования по стажу работы в качестве водителя.

Указанные условия присвоения классов водителям автомобилей приведены в табл. 1.

Категории транспортных средств

Положением предусмотрено, что водительские удостоверения предоставляют право управления следующими категориями транспортных средств:

«А» - мотоциклами;

«B» - автомобилями, технически допустимая общая масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;

«C» - автомобилями, предназначенными для перевозки грузов, технически допустимая общая масса которых превышает 3500 килограммов;

«D» - автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя;

«E» - составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям «B», «C» или «D», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий.

Водителям транспортных средств категорий «B», «C» и «D» разрешается управлять указанными транспортными средствами и при наличии прицепа, технически допустимая общая масса которого не превышает 750 килограммов.

Для управления транспортными средствами категорий «B», «C» и «D» с прицепами, технически допустимая общая масса которых более 750 килограммов, а также сочлененными автобусами водитель обязан иметь в водительском удостоверении разрешающую отметку в категории «E».

Проверка знаний

Проверка теоретических знаний и практических навыков производится в соответствии с требованиями, предусмотренными в квалификационных характеристиках водителей автомобилей, которые содержатся в выпуске 52 ЕТКС (прилагаются).

Водитель должен ответить на вопросы, предусмотренные в разделах квалификационной характеристики «Характеристика работ» и «Должен знать», при необходимости сопроводить ответы показом практических приемов и способов выполнения тех или иных работ, входящих в круг его обязанностей (оформление путевых документов, демонстрация способов оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях и др.).

Наряду с этим проверяется знание водителем:

  • правил внутреннего трудового распорядка в организации;
  • правил и инструкции по охране труда, безопасным методам и приемам работы;
  • правил охраны окружающей среды при выполнении работ;
  • правил, способов, приемов и средств предупреждения и тушения пожаров, предупреждения и устранения последствий аварий, иных происшествий на рабочем месте (участке, цехе);
  • правил управления подъемно-транспортным оборудованием и правил выполнения стропальных работ, перемещения и складирования груза, где это предусматривается организацией труда на рабочем месте;
  • основ законодательства о труде, договорного регулирования трудовых отношений, в т.ч. в области оплаты и нормирования труда, содержания коллективного договора организации и процедур ведения переговоров по его заключению;
  • форм и систем оплаты труда, установленных в организации, их особенностей, порядка установления и пересмотра тарифных ставок, норм и расценок;
  • порядка и особенностей тарификации и перетарификации работ и рабочих;
  • основных положений переподготовки водителей;
  • порядка подготовки к работе автомобилей и оборудования, содержания их в надлежащем состоянии, ведения установленной документации и др. (п. 11-13 Общих положений ЕТКС).

Согласно квалификационным характеристикам водители автомобилей должны знать слесарное дело. Каждому классу, присвоенному водителю, должен соответствовать определенный уровень знаний слесарного дела (табл. 2).

Квалификационные характеристики слесаря по ремонту автомобилей 2-го, 3-го и 4-го разрядов содержатся в выпуске 2 ЕТКС.

В связи с этим комиссия проверяет знание водителем квалификационных характеристик слесаря по ремонту автомобилей соответствующего разряда. Сдача квалификационной пробной работы, т.е. самостоятельное выполнение нормируемого задания по работам, указанным в разделах квалификационной характеристики слесаря «Характеристика работ» или «Примеры работ», производится в мастерской организации заблаговременно, непосредственно при ремонте автомобилей. Качество выполнения этого задания и уровень практической подготовки водителя слесарному делу оценивает начальник ремонтно-механических мастерских (механик, мастер).

Установление водителям разряда слесаря по ремонту автомобилей может производиться одновременно с присвоением класса, однако чаще всего это обусловлено переводом на работы по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. В соответствии с коллективными договорами организаций при присвоении водителям 2-го и 1-го классов, кроме требований, предусмотренных их квалификационными характеристиками, могут учитываться также другие условия, например:

  • отсутствие за последние 3 года работы в качестве водителя автомобиля нарушений правил дорожного движения (ПДД), повлекших за собой дорожно­-транспортные происшествия (ДТП) или лишение водительских прав;
  • отсутствие нарушений правил технической эксплуатации, правил техники безопасности и рабочих инструкций в течение последнего года работы в качестве водителя автомобиля;
  • систематическое выполнение заданий, графиков перевозок и расписания движения;
  • отсутствие перерасхода топлива против установленных норм;
  • соблюдение трудовой и производственной дисциплины и др.

Решение комиссии о присвоении класса квалификации оформляется протоколом.

На основании заключения квалификационной комиссии наниматель издает приказ (распоряжение) о присвоении класса и вносит соответствующую запись в трудовую книжку водителя.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (107), декабрь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.