Как известно, Декретом Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» с последующими изменениями и дополнениями (далее - Декрет № 18) в целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих детей, предусмотрен ряд мер, в том числе направленных на надлежащую реализацию обязанности по возмещению расходов на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, родителями таких детей.
В силу требований п. 9 Декрета № 18 обязанность возмещения расходов по содержанию детей возникает со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, но не ранее дня принятия решения комиссии по делам несовершеннолетних об отобрании ребенка, постановления органа, ведущего уголовный процесс, либо вступления в силу судебного постановления, приговора в отношении родителей, указанных в ч. 1 п. 8 Декрета № 18 (речь идет о родителях, отбывающих наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста), а прекращается после полного погашения расходов по содержанию детей, а также в случае смерти последнего родителя, являющегося обязанным лицом, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, недееспособным либо в связи с наличием у родителя заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности, утверждаемым Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Вышеобозначенные лица указаны в Декрете № 18 как «обязанные лица». Данный термин используется и в других нормативных правовых актах, регламентирующих различные правоотношения в указанной сфере.
Особенности решения вопросов трудоустройства обязанных лиц нашли отражение не только в Декрете № 18, но и в Положении о трудоустройстве родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 января 2007 г. № 105 (в ред. постановления от 6 августа 2009 г. № 1025) (далее - Положение).
В силу требований п. 2 Положения трудоустройству подлежат неработающие родители, обязанные возмещать расходы по содержанию детей (далее - обязанные лица), а также работающие обязанные лица, возмещающие расходы по содержанию детей в добровольном порядке по заявлению или по судебному постановлению о взыскании расходов, если размер их заработной платы и приравненных к ней в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь (далее - ГПК) доходов не позволяет им в течение 6 месяцев в полном объеме выполнять обязательства по возмещению расходов по содержанию детей.
Вопросы трудоустройства обязанных лиц решаются судом в судебном постановлении о трудоустройстве. В соответствии с ч. 2 п. 13 Декрета № 18 таковым признается:
-
определение о судебном приказе о взыскании расходов по содержанию детей;
-
решение о лишении родительских прав;
-
решение об отобрании детей без лишения родительских прав;
-
решение о взыскании расходов по содержанию детей;
-
определение, выносимое при возникновении вопросов трудоустройства при исполнении вышеуказанных судебных постановлений в целях обеспечения совершения исполнительных действий судом по месту их исполнения.
Судебное постановление о трудоустройстве выносится один раз, приобщается к исполнительному документу и является его неотъемлемой частью.
Судебное постановление о трудоустройстве обязанного лица является основанием для увольнения его с работы (ч. 3 ст. 13 Декрета № 18). В данном случае речь идет об увольнении работающих обязанных лиц, возмещающих расходы по содержанию детей в добровольном порядке по заявлению или по судебному постановлению о взыскании расходов, если размер их заработной платы и приравненных к ней в соответствии с ГПК доходов не позволяет им в течение 6 месяцев в полном объеме выполнять обязательства по возмещению расходов по содержанию детей.
Судебное постановление о трудоустройстве в течение трех рабочих дней после его вынесения направляется в органы внутренних дел и комитет по труду, занятости и социальной защите Минского горисполкома, управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов (далее - орган по труду, занятости и социальной защите) по месту жительства (пребывания) обязанного лица, а в случае отсутствия места жительства (пребывания) у этого лица - по последнему известному месту жительства и подлежит немедленному исполнению (п. 4 Положения).
Учет обязанных лиц осуществляют органы по труду, занятости и социальной защите. Трудоустройство обязанных лиц обеспечивается указанными органами в соответствии с судебным постановлением о трудоустройстве, для чего на явившихся для трудоустройства обязанных лиц оформляются личные дела.
При получении судебного постановления о трудоустройстве обязанного лица орган по труду, занятости и социальной защите в течение трех рабочих дней определяет одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица таким образом, чтобы заработная плата обязанного лица позволяла обеспечить полное исполнение ежемесячных обязательств по возмещению расходов по содержанию детей и за ним сохранялось не менее 30 % заработной платы. Одновременно орган по труду, занятости и социальной защите выдает обязанному лицу направление на работу по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Перечень организаций для трудоустройства обязанных лиц определяется облисполкомами, а также Минским горисполкомом совместно с Минским облисполкомом, поскольку в соответствии с Декретом № 18 именно на данные исполнительные и распорядительные органы возложена ответственность за обеспечение занятости обязанных лиц и оплаты их труда в размере, позволяющем полностью возместить расходы по содержанию детей (ч. 11 п. 14 Декрета № 18).
В перечни организаций для трудоустройства обязанных лиц включаются организации независимо от форм собственности. Например, перечень таких организаций, приведенный в приложении к совместному решению Миноблисполкома и Мингорисполкома от 4 января 2007 г. № 5/32 «Об определении перечня организаций Минской области и г. Минска для трудоустройства родителей, обязанных возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении», изложенном в новой редакции совместным решением от 14 февраля 2008 г. № 117/281, включает 1907 организаций. Более 900 организаций (филиалов) насчитывает аналогичный перечень, утвержденный решением Брестского облисполкома от 12 января 2008 г. № 9 (в ред. решения от 31 марта 2009 г. № 236).
Трудоустройство обязанных лиц осуществляется только в организации, включенные в перечень.
Согласно п. 5 Положения организации, включенные в перечень, обязаны в трехдневный срок со дня возникновения свободных рабочих мест (вакансий) информировать об этом органы по труду, занятости и социальной защите с указанием условий труда и размера заработной платы по соответствующим вакансиям[1].
Если речь идет о необходимости трудоустройства обязанного лица, освободившегося из лечебнотрудового профилактория или из мест лишения свободы, то установлены следующие правила. Администрация лечебно-трудового профилактория или учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел за 3 месяца до истечения срока его пребывания (освобождения) информирует об этом суд по месту постоянного проживания обязанного лица, орган внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите, а также направляет в суд исполнительный документ в день освобождения данного лица. Трудоустройство этих лиц производится на основании судебного постановления о трудоустройстве. При отсутствии такого судебного постановления судом в течение 5 рабочих дней со дня поступления исполнительного документа в суд должно быть вынесено постановление о трудоустройстве обязанного лица (п. 6 Положения).
После получения судебного постановления о трудоустройстве обязанного лица орган по труду, занятости и социальной защите обязан в течение 3 рабочих дней определить одну или несколько организаций, в которые обязанное лицо может быть трудоустроено.
При этом важно иметь в виду, что поскольку не все организации, включенные в перечень, имеют специальные разрешения (лицензии) на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, а обязанные лица из числа иностранных граждан или лиц без гражданства, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, - специальные разрешения, получаемые в подразделениях по гражданству и миграции органов внутренних дел, то нормами Декрета № 18 и Положения уточнено, что такое лицо может быть трудоустроено в указанную организацию без наличия у организации специального разрешения (лицензии) и без наличия у обязанного лица специального разрешения.
Таким образом, приведенная норма позволяет исключить возникновение на практике ситуаций невозможности трудоустройства обязанных лиц из числа иностранных граждан и лиц без гражданства в силу требований специального законодательства о необходимости получения указанных документов.
[1] По ранее действовавшим правилам организации, включенные в перечень, должны были ежемесячно до первого числа следующего месяца представлять в органы по труду, занятости и социальной защите сведения об имеющихся свободных рабочих местах (вакансиях) с указанием размера заработной платы для трудоустройства обязанных лиц.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 12 (107), декабрь 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.