Работая в коммерческих организациях, многие сталкиваются с понятием «коммерческая тайна». Любая коммерческая организация, реально осуществляющая предпринимательскую деятельность, так или иначе вступает в правоотношения в области коммерческой тайны.
В сведениях, составляющих коммерческую тайну организации, часто заинтересованы третьи лица, например, ее конкуренты. Все это и приводит к тому, что коммерческая организация вынуждена предпринимать активные действия для защиты своих интересов. И если защита от сторонних лиц осуществляется классическими способами, то защититься от работников часто просто невозможно, т.к. они и есть организация. В последнем случае необходимо создавать такие условия, при которых работники будут воздерживаться от разглашения информации, составляющей коммерческую тайну.
В первую очередь необходимо установить, что представляет собой коммерческая тайна и информация, ее составляющая. Как это ни странно, но довольно часто руководители и иные должностные лица организаций не представляют, что относится к коммерческой тайне.
Понятие «коммерческая тайна» в законодательстве Республики Беларусь существует уже довольно давно, хотя и нельзя сказать, что правовое регулирование данной сферы правоотношений осуществляется на должном уровне.
Так, еще в 1992 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 г. № 670 было утверждено Положение о коммерческой тайне (далее — Положение). В соответствии с ним коммерческую тайну составляют преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственнохозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования.
Пунктом 3 Положения определено, что информация, составляющая коммерческую тайну, должна соответствовать следующим требованиям:
-
иметь действительную и потенциальную ценность для субъекта хозяйствования по коммерческим причинам;
-
не являться общеизвестной или общедоступной согласно законодательству Республики Беларусь;
-
обозначаться соответствующим образом с осуществлением субъектом хозяйствования надлежащих мер по сохранению ее конфиденциальности через систему классификации информации как коммерческой тайны, разработки внутренних правил засекречивания, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации секретного делопроизводства;
-
не являться государственным секретом и не защищаться авторским и патентным правом;
-
не касаться негативной деятельности субъекта хозяйствования, способной нанести ущерб интересам государства.
Определены в Положении также документы и сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну субъекта хозяйствования:
-
учредительные документы, а также документы, дающие право на занятие предпринимательской деятельностью и отдельными видами хозяйственной деятельности;
-
сведения по установленным формам отчетности о финансовохозяйственной деятельности и иные данные, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;
-
документы о платежеспособности;
-
сведения о численности и составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест.
После утверждения Положения в него не вносились какиелибо изменения и дополнения, что косвенно может свидетельствовать о том, что правовое регулирование в данной области правоотношений не развивалось. Принятый в 1998 г. Гражданский кодекс Республики Беларусь (далее — ГК) содержал только общие положения о коммерческой тайне. Так, согласно ст. 140 ГК информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законодательством.
Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными законодательством. Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.
При этом п. 3 ст. 140 ГК предусмотрено, что ее действие распространяется на охрану государственных секретов, если это не противоречит законодательству о государственных секретах.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что коммерческая тайна представляет собой информацию определенного рода об интересах и деятельности коммерческой организации, завладение которой третьими лицами может нанести вред такой организации. В то же время коммерческая организация — это не закрытое государственное учреждение, ей необходимо распространять информацию о себе и своих товарах (работах, услугах), их свойствах, качестве и т.п., т.е. осуществлять рекламу.
Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 2 (97), февраль 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.