№ 3, март 2009

Выберите номер:

Купить этот номер
в электронном виде
Скачать демо-номер
Назад к номеру журнала

Всё о совместительстве (окончание)

Рубрика «Трудовое законодательство»

В.В. Подгруша, заслуженный юрист Республики Беларусь

Предоставление работникам-совместителям трудового отпуска

Вопросы предоставления отпуска работникам, выполняющим работу на условиях совместительства, нашли свое разрешение в ст. 347 и других статьях ТК. Закон предоставляет работникам-совместителям право на трудовой отпуск (основной и дополнительный) наравне с работниками, состоящими в штате.

Совместители имеют право как на основной, так и на дополнительные отпуска, за исключением отпуска за ненормированный рабочий день, т.к. согласно действующему законодательству (см. ст. 118-1 ТК, а также постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 1695 «О категориях работников, которым не устанавливается ненормированный рабочий день») совместители отнесены к категориям работников, которым ненормированный рабочий день не устанавливается.

Дополнительный отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 157 ТК) предоставляется при условии, что рабочее место совместителя по результатам аттестации по условиям труда дает ему право на такой отпуск. Указанная аттестация рабочих мест согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. «О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь» (далее — Закон) должна была быть проведена до 31 декабря 2008 г. До проведения аттестации рабочих мест сокращенная продолжительность рабочего времени и (или) дополнительный отпуск предоставляются на основании списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, работа в которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени и дополнительный отпуск, утверждаемого Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Продолжительность трудового отпуска работникам-совместителям устанавливается на общих основаниях в соответствии с занимаемой должностью или выполняемой работой (например, если совместитель занимает должность государственного служащего, ему должен быть предоставлен отпуск не менее 28 календарных дней, как это предусмотрено п. 1 ст. 50 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями). За стаж государственной службы предоставляется дополнительный трудовой отпуск:

после 5 лет — продолжительностью 2 календарных дня;

после 10 лет — 4 календарных дня.

Порядок предоставления отпусков совместителям подчиняется требованиям ст. 163, 164 ТК о рабочем годе и периодах, включаемых в него, а также ст. 166–168 ТК об условиях и очередности предоставления трудового отпуска за первый и последующие рабочие годы.

По общему правилу, трудовой отпуск за первый рабочий год предоставляется совместителям не ранее чем через шесть месяцев работы у нанимателя. Однако, в силу положений ч. 1 и 2 ст. 347 ТК, поскольку трудовой отпуск совместителям предоставляется одновременно с трудовым отпуском по месту основной работы, то если работник не отработал на работе по совместительству шести месяцев, трудовой отпуск ему предоставляется авансом.

ПРИМЕР 1

Работать по совместительству работник начал с 1 февраля. По общему правилу, трудовой отпуск по такой работе работнику может быть предоставлен только в августе, т.е. через 6 месяцев работы. Но если по графику отпусков по основной работе работнику предоставлен отпуск в апреле, то и отпуск за работу по совместительству должен быть предоставлен в апреле, т.е. авансом. При этом отпуск за работу по совместительству предоставляется в полном размере с его полной оплатой, а не пропорционально отработанному времени.

На вопрос о том, как быть, если отпуск за работу по совместительству меньше продолжительности отпуска по основной работе (например, продолжительность отпуска по основной работе составляет 30 календарных дней, тогда как за работу по совместительству — 24 календарных дня), ответ содержится в ч. 3 ст. 347 ТК. Законодатель установил, что если продолжительность трудового отпуска работника на работе по совместительству меньше, чем продолжительность трудового отпуска по основному месту работы, наниматель по просьбе работника предоставляет ему социальный отпуск соответствующей продолжительности без сохранения заработной платы.

Таким образом, исходя из буквального смысла приведенной нормы, указанный социальный отпуск предоставляется только при наличии на то желания работника (в законодательной формулировке использовано выражение «по просьбе работника»). На нанимателе лежит обязанность по предоставлению такого отпуска.

Социальный отпуск предоставляется работнику­совместителю на основании письменного заявления работника с приложением документа с места основной работы, подтверждающего предоставление отпуска большей продолжительности. В качестве таких документов может быть представлена справка, копия приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска и его продолжительности.

Обратная ситуация может иметь место, если отпуск за работу по совместительству превышает трудовой отпуск по основной работе. Ее разрешение подчиняется правилу ч. 4 ст. 347 ТК, введенной Законом, суть которого заключается в том, что часть трудового отпуска работающего по совместительству, превышающая трудовой отпуск по основной работе, по соглашению между работником и нанимателем может быть заменена денежной компенсацией.

Особым правилам подчиняется и расчет среднего заработка для оплаты ежегодного отпуска совместителям.

В соответствии с п. 16 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого в случаях, предусмотренных законодательством, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47, с последующими изменениями и дополнениями лицам, работающим по совместительству, средний заработок исчисляется раздельно по основному месту работы и работе по совместительству.

Ограничения работы по совместительству

По большому счету, выполнять работу на условиях совместительства может любой работник независимо от занимаемой должности, выполняемой работы, профессии, специальности или квалификации.

Вместе с тем действующее законодательство содержит ряд ограничений работы по совместительству по категориям работников, характеру работы и некоторым другим критериям. Цели введенных законодателем ограничений различны. Можно согласиться с К.И. Кеник, что если в одних случаях ограничение преследует цель недопущения ненадлежащего выполнения обязанностей по основной работе из-за недостатка времени, то в других — это забота о здоровье работников, охрана их труда, предотвращение несчастных случаев в результате переутомления[1].

В соответствии с ч. 1 ст. 348 ТК не допускается занятие в государственных организациях на условиях совместительства двух руководящих должностей, кроме должностей мастеров и бригадиров, если иное не установлено законодательством.

Из приведенной нормы можно сделать следующие выводы:

ограничение на работу по совместительству установлено для работников, занимающих руководящие должности;

ограничения касаются руководящих работников государственных организаций;

установлено ограничение на занятие на условиях совместительства двух руководящих должностей. Следовательно, занятие одной должности по совместительству вполне возможно (например, экономист планово­экономического отдела КУП «Ударник» может занимать по совместительству должность главного бухгалтера КУП «Ромашка»).

Поскольку в законодательстве не содержится конкретного перечня работников, занимающих руководящие должности, на практике для определения того, относится ли занимаемая работником должность к руководящей (по терминологии закона), следует обращаться к Общим положениям Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 32, с последующими изменениями и дополнениями. В частности, в соответствии с Общими положениями ЕКСД отнесение должностей служащих к категориям осуществляется в зависимости от характера выполняемых работ, составляющих содержание их труда (организационно-административные, аналитико­конструктивные, информационно­технические). К категории руководителей относятся лица, в рамках установленных полномочий организующие, направляющие, координирующие и контролирующие деятельность исполнителей. На практике руководящими признаются должности, связанные с руководством находящимися в подчинении работниками. В каждой ситуации помимо ЕКСД необходимо обращаться к конкретным должностным инструкциям.

Что касается установления статуса организации — является она государственной либо частной, — то, по большому счету, определяющим критерием является форма собственности: если имущество организации находится в собственности государства (республиканской или коммунальной), то это государственная организация, независимо от организационно-правовой формы, в которой она дей­ствует. Можно также воспользоваться положениями Указа Президента Республики Беларусь от 12 ноября 2003 г. № 508 «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» с последующими изменениями и дополнениями, а также п. 1-1 ст. 44 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями, в которых для целей указанных актов раскрыто понятие «государственная организация».

Следует также иметь в виду, что положения ст. 348 ТК не распространяются на первых руководителей организаций, в отношении которых установлены специальные правила работы по совместительству. В частности, в силу предписаний ст. 255 ТК руководителю организации запрещается выполнение другой оплачиваемой работы на условиях штатного совместительства, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, а также медицинской практики. Причем указанный запрет распространяется на руководителей организаций любых форм собственности, за исключением случаев, когда руководитель является индивидуальным предпринимателем или единственным собственником имущества организации.

Не распространяются ограничения по совместительству, установленные ч. 1 ст. 348 ТК, на мастеров и бригадиров.

Запрещается работа по совместительству лиц моложе восемнадцати лет, а также на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если по основной работе и работе по совместительству законодательством предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени (ч. 2 ст. 348 ТК).

Если запрет на работу по совместительству лиц моложе 18 лет носит безусловный характер, то ограничение для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможно только в случае, если по основной работе и работе по совместительству законодательством предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени.

Если работа по совместительству по условиям труда не является вредной и (или) опасной, то ограничение, установленное законом, не применяется, даже если таковой является основная работа.

Вопрос о допустимости работы по совместительству необходимо решать в случае, если работник принимается на работу по совместительству и эта работа включена в список производств, цехов, профессий и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда. В таком случае трудоустраивающийся работник обязан представить с места основной работы справку о характере и условиях труда. Если в справке будет указано, что выполняемая им работа относится к работам с вредными и (или) опасными условиями труда, то в приеме на работу по совместительству должно быть отказано, поскольку в противном случае был бы нарушен закон.

В отличие от прежней редакции ч. 2 ст. 348 ТК ее новая редакция, действующая с 26 января 2008 г., не ограничивает возможность работы по совместительству для беременных женщин. Такой подход представляется оправданным. Своим правом на труд, в том числе на работу в условиях совместительства, должна распоряжаться сама женщина. Снятие ограничения по совместительству лежит в русле тенденций по снятию необоснованных запретов и ограничений для беременных женщин в сфере труда.

В связи с этим нельзя не отметить, что и к определенным запретам и ограничениям, установленным по отношению к работникам моложе 18 лет, также следовало бы подходить более дифференцированно. В частности, работа несовершеннолетнего по совместительству могла бы иметь место при условии, что суммарное время занятости по месту основной работы и работы по совместительству не превышало бы сокращенной продолжительности рабочего времени, установленной законом для данной категории работников, то есть 35 часов (ст. 114 ТК), если речь идет о работниках в возрасте от 16 до 18 лет.

Согласно ч. 3 ст. 348 ТК при совместительстве в государственных организациях запрещается совместная работа род­ственников, связанная с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью (ст. 27 ТК).

Правильное применение установленного запрета обусловлено необходимостью использования норм ст. 27 ТК, согласно которой запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя, главного бухгалтера (его заместителей) и кассира лиц, состоящих между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Из этого следует, что ограничение на работу по совместительству не применяется в случаях, когда речь идет о занятии других должностей, не названных в ст. 27 ТК (например, занятии должности главного инженера, главного технолога, экономиста и др.), либо когда имеет место совместная служба родственников, не состоящих в близком родстве, либо когда подчиненность или подконтрольность не имеет непосредственного характера.

Не распространяется указанное ограничение на организации частной формы собственности, индивидуальных предпринимателей и лиц, нанимающих домашних работников.

Частью 4 ст. 348 ТК не допускается прием на работу по совместительству на материально ответственные должности лиц, осужденных за корыстные преступления, если судимость не снята или не погашена в установленном порядке, а также на те должности или виды деятельности, которые запрещены приговором суда для отдельных категорий граждан.

Для правильного понимания и применения указанной части необходимо обратить внимание на следующее.

К материально ответственным должностям следует относить должности, работа на которых связана с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой, применением в процессе производства переданных работнику ценностей.

Ограничение действует, если на материально ответственные должности принимаются осужденные за корыстные преступления, судимость с которых в установленным порядке не снята или не погашена.

С позиций уголовного закона корыстными признаются преступления, характеризующиеся наличием корыстных побуждений либо корыстной заинтересованности. Согласно ч. 10 ст. 4 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) под корыстными побуждениями понимаются мотивы, характеризующиеся стремлением извлечь из совершенного преступления для себя или близких выгоду имущественного характера либо намерением избавить себя или близких от материальных затрат. Прежде всего, к корыстным преступлениям относятся преступления против собственности (кража, грабеж, разбой, вымогательство, мошенничество, хищение путем злоупотребления служебными полномочиями), против интересов службы (получение взятки, дача взятки) и др.

Не допускается прием по совместительству на должности либо занятие видами деятельности, которые запрещены приговором суда для отдельных категорий осужденных. Такое наказание может быть основным и дополнительным. Например, санкцией ч. 1 ст. 156 УК «Незаконное производство аборта» предусмотрена возможность назначения в качестве альтернативного основному наказанию лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В то же время санкцией ч. 2 этой же статьи это же наказание указано как дополнительное к ограничению свободы.

В случае сокрытия работником факта наличия у него неснятой либо непогашенной судимости либо установленного приговором суда наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью такой работник подлежит увольнению по п. 3 ст. 44 ТК в связи с нарушением установленных правил приема на работу.

Для отдельных категорий работников ограничения для работы по совместительству могут устанавливаться законодательством (ч. 5 ст. 348 ТК).

Например, ст. 111 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.

Для государственных служащих ограничения на занятие иной деятельностью установлены ст. 22 (подп. 1.5 и 1.6) Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями, согласно которой государственный служащий не вправе заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемых по согласованию с руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом, а также выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде.

Аналогичного рода ограничение закреплено в Кодексе Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей: согласно ч. 1 ст. 88 указанного Кодекса на судью распространяются ограничения, связанные с государственной службой.

Закон Республики Беларусь от 18 июля 2004 г. «О нотариате и нотариальной деятельности» с последующими изменениями и дополнениями установил, что нотариус не может заниматься деятельностью, в отношении которой для государственных служащих предусмотрены ограничения (ст. 39).

Согласно Закону Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. «Об адвокатуре» с последующими изменениями и дополнениями адвокаты и стажеры не могут состоять на службе в государственных, общественных и иных организациях, за исключением лиц, занимающихся научной и педагогической деятельностью (ст. 7).

Статьей 68 Банковского кодекса Республики Беларусь установлено, что служащие Национального банка Республики Беларусь не имеют права занимать должности в банках, небанковских кредитно-финансовых и иных организациях на условиях штатного совместительства.

 



[1] См.: Кеник К.И. Совместительство / ЭБД «КонсультантПлюс» (Беларусь).

 

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 3 (98), март 2009 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.